Русь и Хазария  > Русь и Хазария > Хазары и хазарский каганат

Проблема «двоевластия» в Хазарском каганате

Термин «двоевластие» обычно используется для характеристики такой особенности внутриполитического устройства Хазарии IX – X вв., как самостоятельное правление шада или бека при сохранении номинальной власти отрешенного от государственных дел кагана.

Термин «двоевластие» обычно используется для характеристики такой особенности внутриполитического устройства Хазарии IX – X вв., как самостоятельное правление шада или бека при сохранении номинальной власти отрешенного от государственных дел кагана.

Строго говоря, использование принятого хазароведами термина «двоевластие» не совсем корректно. Власть в Хазарии оставалась единой, а каган не переставал быть ее первоисточником и высшим носителем, хотя его личность была предельно сакрализована и изолирована от общества. В то же время непосредственные функции кагана как правителя – командование войском и повседневное администрирование – брал на себя шад или бек, занимавший после него второе место в официальной иерархии. Наиболее точно его положение определяет ибн Фадлан, называя хакан-беха «заместителем» (арабск. халифа) хазар-хакана.

Хотя «двоевластие» в Хазарии неплохо отражено в арабо-персидских источниках, его изучение связано с определенными трудностями. Дело в том, что факт наличия одновременно двух царей был настолько непривычен для восточных авторов и их читателей, что легко находил себе место среди многочисленных рассказов о различных «диковинках» (арабск. аджаиб) необычайно популярных в исламской историко-географической литературе.

Общая историческая и хронологическая канва событий, приведших к возникновению «двоевластия», выглядит следующим образом. В момент зарождения хазарского государства и начальный период его истории реальным правителем был каган. Именно его наиболее ранние арабские авторы, повествуя о событиях VII – VIII века, называют хазарским царем (арабск. малик). Затем с начала IX в. на первый план рядом с каганом выдвигается правитель более низкого ранга – шад (или бек), в чьих руках сосредотачивается реальное управление государством.

Ослабление реальной власти кагана происходило, видимо, постепенно. При описании событий 830-х гг., в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» хакан и пех Хазарии все еще упоминаются рядом и действуют вместе. Таким образом, можно предположить, что какая-то часть реальной власти кагана в этот период еще сохранялась. Но уже с конца IX в. арабские источники фиксируют новую особенность его положения, заключавшуюся в сохранение за ним только формального статуса верховного правителя.

Еще более поздние авторы (ал-Масуди, ал-Истахри и ибн Хаукаль) называют царем (малик) хазар именно бека, а не кагана. Поэтому Б.Н. Заходер и А.П. Новосельцев относят существование «двоевластия» у хазар лишь к IX в., тогда как более поздний период был, по их мнению, временем полновластия бека, оттеснившего к тому моменту кагана от реальной власти.

Феномен хазарского «двоевластия» до сих пор не имеет общепринятой интерпретации. Существуют две наиболее распространенные гипотезы о причинах его возникновения.

Некоторые ученые (П.Б. Голден, Б.Н. Заходер, В.Я. Петрухин) видят истоки хазарской модели «двоевластия» в древнетюркской традиции. Основаниями для такого подхода являются тюркское этническое происхождение хазар и формирование их государства из осколков Западно-тюркского каганата. Кроме того, некоторые описания характерного для Хазарии ритуала «сакрального цареубийства» имеют параллели в китайских источниках о тюрках.

Другое широко распространенное объяснение феномена «двоевластия» связывает его с последствиями принятия иудаизма правящей элитой каганата. Эта гипотеза, в наиболее полном виде выраженная в работах М.И. Артамонова и А.П. Новосельцева, имеет, как сильные, так и слабые стороны. Сильная ее сторона состоит в том, что, согласно арабо-персидским источникам, принятие иудаизма хазарской правящей элитой и усиление роли шада (бека) во внутренней политике каганата хронологически совпадают.

Слабость же этого объяснения связана с отсутствием в иудейской культурной и религиозной традиции прецедентов «двоецарствия». Еврейские источники о Хазарии, не могли игнорировать факт сосуществования царя (ивр. мелех) и кагана, но их авторы вынуждены были так или иначе вписывать сведения о них в иудейский религиозный контекст. Например, в Кембриджском документе, каган назван судьей (ивр. шофéт) по аналогии с судьями древнего Израиля. Описанный арабо-персидскими авторами обычай убийства кагана в случае бедствия или по истечении определенного срока никак не совместим с иудаизмом.

Недавно П.Б. Голденом была предложена гипотеза о иранско-среднеазиатском происхождении модели «двоевластия» в Хазарии.

Наиболее предпочтительной выглядит интерпретация феномена хазарского «двоевластия», исходя из традиций Первого тюркского каганата и других государств евразийской степи. Именно в нем впервые возникает тенденция к сакрализации личности кагана – носителя, называемого тюркским термином кут «ниспосланного небесного или божественного счастья». Похожие явления фиксируются в доисламский период в государствах уйгур и токуз-огузов, но в Хазарии они проявились особенно ярко. Элементы «двоевластия» отмечаются в истории мадьяр, у которых, по описаниям восточных источников, также было два правителя: кенде и джила. Некоторые исследователи приписывают их возникновение хазарскому влиянию. Однако в дальнейшем (после «обретения родины» в Паннонии и принятия христианства) «двоевластие» по хазарскому образцу более не известно в венгерской политической традиции. Не сформировался подобная система власти и у других близкородственных хазарам народов – дунайских и волжских булгар.

Особенно интересно в этой связи описание правителей русов и хазар у ибн Фадлана. Согласно ему, царь русов, также как и хазарский каган, проводит большую часть жизни в укрепленном дворце (арабск. каср), сочетаясь с приводимыми ему девушками. Как и у хазарского кагана него есть «заместитель», командующий войсками и заменяющий его во всех делах. Это описание представляет собой любопытную параллель с историей древней Руси, где наряду с князем особую роль в управлении играл воевода.



Источники и литература
  • Golden P.B. Irano-turcica the Khazar Sacral Kingship Revisited // Acta Orientalia 2007 Vol. 60 №2 P. 161 – 194.
  • Артамонов М.И. История хазар. Изд. 2-ое. СПб., 2002. С. 289 – 290
  • Бартольд В.В. Собрание сочинений. Т. VIII. М., 1973. С. 36, 57
  • Голден П.Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов // Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993. С. 211 – 233
  • Григорьев В.В. О двойственности верховной власти у хазаров // Россия и Азия. Сборник исследований и статей по истории, этнографии и географии, написанных В.В. Григорьевым, ориенталистом. СПб., 1876. С. 66 – 78
  • Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX – X вв. Т. 1. М., 1962. С. 203 – 229
  • Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 – 922 гг. Статьи, переводы и комментарий. Харьков, 1956. С. 146 – 147, 263 – 272
  • Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 135 – 144; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С. 192 – 196
  • Петрухин В.Я. К вопросу о сакральном статусе Хазарского кагана. Традиция и реальность // Славяне и их соседи. Вып. 10. М., 2001. С. 73 – 78
  • Рона-Таш А. Хазары и мадьяры // Хазары. Jews and Slavs. Vol. 16. М.; Иерусалим, 2006. С. 111 – 125
  • Степанов Ц. Развитие концепции сакрального царя у хазар и болгар эпохи раннего средневековья // Хазары. Jews and Slavs. Vol. 16. М.; Иерусалим, 2006. С. 317 – 325
  • Хвольсон Д.А. Известия о хозарах, буртасах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн Даста. СПб., 1869. С. 15 – 20
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"