Оглавление

  • Предисловие 2
  • Гносеологическое введение в логику 4
    • 1) Гносеология, как основа логики 4
    • 2) отношение между субъектом и объектом 6
    • 3) строение объекта и знания о нем 22
    • 4) определение психологии знания, гносеологии и логики 49
    • 5) логика, как теоретическая наука 51
    • 6) Логика, как наука об открытии и изобретении 54
  • ГЛАВА I. Представление и понятие, как элементы суждения 57
  • ГЛАВА II. Логические законы мышления 62
  • ГЛАВА III. Теории понятия 84
    • 1) сущность понятия 84
    • 2) идеал-реалистическая теория общих понятий 86
    • 3) номинализм 95
    • 4) концептуализм 98
    • 5) сходства и различия номинализма, концептуализма и идеал-реализма 103
    • 6) отвлечение, открывающее идеи 104
  • ГЛАВА IV. Объем и содержанние понятий. Отношения между понятиями 106
  • ГЛАВА V. Определение понятий 114
    • 1) ясность и отчетливость представлений и понятий 114
    • 2) определение понятий 115
    • 3) номинальные и реальные, категорические и гипотетические определения 117
    • 4) ошибки в определении 118
    • 8) определение, как синтетическое суждение 120
  • ГЛАВА VI. Деление понятия 130
  • ГЛАВА VII. Формасуждения 133
    • 1) количество суждения, частные суждения 133
    • 2) качество суждения, относительность качества 139
    • 3) относительность суждения 144
    • 4) модальность суждений 149
    • 5) отношения между суждениями 154
  • ГЛАВА VIII. Недоразвитость знания и заблуждения 155
  • ГЛАВА IX. Однозначная и многозначная связь в суждении 159
    • 1) связь в прогресивном и регрессивном направлении 159
    • 2) многозначность связи предиката и предмета 159
    • 3) несостоятельность учения о множественности причин, однозначность связи следствия с основанием, действия с причиною и т. д 161

Читать книгу

Издательство: Обелиск

Год издания: 1923

Количество страниц: 167 с.

Рубрики: Русская философия
Теги: Логика

Логика. I

«Логика»: в 2-х книгах. Часть 1. «Суждение. Понятие». Часть 2. «Доказательство. Умозаключение», Петроград, 1922; 2-е изд. (исправленное и дополненное) — Берлин, 1923.

Система логики, изложенная мною, опирается на гносеологию интуитивизма (см. мои сочинения: "Обоснование интуитивизма" и "Введение в философию", ч. I) и на идеал-реалистическое миропонимание (см. мою книгу "Мир как органическое целое").

"Основная задача моей системы логики — преодоление противоположности иррационализма и рационализма, апостериоризма и априоризма, противоположности опыта и мышления. Согласно той разновидности интуитивизма, которую я отстаиваю, все предметы, как реальные, так и идеальные, даны в непосредственном созерцании, т. е. в опыте, а согласно идеал-реализму все реальное пропитано идеальными моментами, и некоторые из них при вступлении предмета в кругозор сознания образуют логическую сторону суждения и умозаключения. Таким образом даже первичное знание, констатирующее данные чувственного восприятия, рассматривается мною, как обоснованное не только эмпирически, но и логически".