Оглавление
- Предисловие
2
- Гносеологическое введение в логику
4
- 1) Гносеология, как основа логики
4
- 2) отношение между субъектом и объектом
6
- 3) строение объекта и знания о нем
22
- 4) определение психологии знания, гносеологии и логики
49
- 5) логика, как теоретическая наука
51
- 6) Логика, как наука об открытии и изобретении
54
- ГЛАВА I. Представление и понятие, как элементы суждения
57
- ГЛАВА II. Логические законы мышления
62
- ГЛАВА III. Теории понятия
84
- 1) сущность понятия
84
- 2) идеал-реалистическая теория общих понятий
86
- 3) номинализм
95
- 4) концептуализм
98
- 5) сходства и различия номинализма, концептуализма и идеал-реализма
103
- 6) отвлечение, открывающее идеи
104
- ГЛАВА IV. Объем и содержанние понятий. Отношения между понятиями
106
- ГЛАВА V. Определение понятий
114
- 1) ясность и отчетливость представлений и понятий
114
- 2) определение понятий
115
- 3) номинальные и реальные, категорические и гипотетические определения
117
- 4) ошибки в определении
118
- 8) определение, как синтетическое суждение
120
- ГЛАВА VI. Деление понятия
130
- ГЛАВА VII. Формасуждения
133
- 1) количество суждения, частные суждения
133
- 2) качество суждения, относительность качества
139
- 3) относительность суждения
144
- 4) модальность суждений
149
- 5) отношения между суждениями
154
- ГЛАВА VIII. Недоразвитость знания и заблуждения
155
- ГЛАВА IX. Однозначная и многозначная связь в суждении
159
- 1) связь в прогресивном и регрессивном направлении
159
- 2) многозначность связи предиката и предмета
159
- 3) несостоятельность учения о множественности причин, однозначность связи следствия с основанием, действия с причиною и т. д
161
Издательство: Обелиск
Год издания: 1923
Количество страниц: 167 с.
Рубрики:
Русская философия
Теги:
Логика
«Логика»: в 2-х книгах. Часть 1. «Суждение. Понятие». Часть 2. «Доказательство. Умозаключение», Петроград, 1922; 2-е изд. (исправленное и дополненное) — Берлин, 1923.
Система логики, изложенная мною, опирается на гносеологию интуитивизма (см. мои сочинения: "Обоснование интуитивизма" и "Введение в философию", ч. I) и на идеал-реалистическое миропонимание (см. мою книгу "Мир как органическое целое").
"Основная задача моей системы логики — преодоление противоположности иррационализма и рационализма, апостериоризма и априоризма, противоположности опыта и мышления. Согласно той разновидности интуитивизма, которую я отстаиваю, все предметы, как реальные, так и идеальные, даны в непосредственном созерцании, т. е. в опыте, а согласно идеал-реализму все реальное пропитано идеальными моментами, и некоторые из них при вступлении предмета в кругозор сознания образуют логическую сторону суждения и умозаключения. Таким образом даже первичное знание, констатирующее данные чувственного восприятия, рассматривается мною, как обоснованное не только эмпирически, но и логически".