Оглавление

  • I. - Вопросы и ответы православному з попежником 1603 года 19
  • II. - Уния Греков с костелом Римским 1595 года 74
    • Предмова ....
    • Артикулы певные 78
      • Артикул 1. О похождении Духа Светого, о котором есть спор межы Рымляны и Кгреки 79
      • Артикул 2. О чисцу 83
      • Артикул 3. О зверхности епископа Римского 84
      • Артикул 4. О колендару 88
      • Артикул 5. О антихристе 91
  • III. - Гармония Восточной Церкви с костелом Римским 1608 года 103
    • До чытателя христианского так Русина, яко Рымлянина 103
    • Вера 105
    • О похождении Духа Святого 106
    • О Церкви 111
    • О сакраментах 114
    • Крещение светое 115
    • Тело и Кровь Христовы 118
    • Покаяние 122
    • Елей хворых остатнего помазованья 123
    • Церымонеи 125
    • Посты 126
    • Заключение 127
  • IV. - О единстве церкви Божией Петра Скарги 1577 года 130
  • V. - Новыя статьи Петра Скарги 1590 года 282
  • VI. - Брошюра Бенедикта Гербеста 1586 года 325
  • VII. - О единой истинной православной вере и о святой соборной апостолской церкви, откуду начало приняла, и како повсюду распростреся. Сочинение Острожскаго священника Василия 1588 года 335
    • Предсловие 335
    • О единой вере 336
    • О вере же, и еще о том повторити есть потребно 344
    • О исхождению Всесвятого и Животворящего Духа (от некоих трудолюбных старец, пачеже от Максима Грека) 349
    • О исхождению Духа Святого (по другим источникам) 376
    • О первенстве Римстем и о старшенстве епископа их 386
    • Варлама Калаверскаго - о начальстве папине - послание к некоему Францешку, учителю Римское церкве 392
    • Сказание вкратце от летописца, сиречь от кройникы, о Латынех, како отступиша от православных патриарх и извержени бышя от первенства своего и от книг поминных, и о иконоборных царех в Константине граде царствовавших еретицех 412
    • О опреснках 418
    • О суботнем посте (от правил) 437
    • О возношении свершеныа службы, рекше - божественныа литоргеи, яко не подобает всегда творити в дни святого поста 438
    • О браце, сиречь и женитве презвитер и диаконов 440
    • О неаком чистцю егоже Римскыи имянуют пургаториум 441
    • О пременению дней и праздников 445
    • Таблица или ключ на обретение пасхи христианское и Жидовское 474
    • О церкви албо о храме молитвенном 476
    • О образах, рекше о иконах 477
  • VIII. Берестейский собор и оборона его. Сочинение Петра Скарги 1596 года 488
  • IX. Апокрисис. Сочинение Христофора Филалета. В двух текстах Польском и Западно-Русском 1597-1599 года ....
  • Посвящение 520
  • Предмова до чителника, з стороны порядку а способу, в даванью той отповеди захованого 524
  • Отповеди часть первая. О поступку синодальным в Берестю духовных и светских старожитной релен Греческой обоб, и о выкроченю митрополита Киевского, и Володимерскаго, Луцкого, Полоцкого, Пинскаго, Холмского владыков, от которых ся тын особы розрознили. Предмова на первую часть отповиди 530
    • Раздел 1, замыкаючий в собе шкрипт синоду Берестейскаго и протестацию 535
    • Раздел 2, замыкаючий в собе обетницы листовныи митрополита и владыки отступных, которых не здержали 545
    • Раздел 3, замыкаючий в собе право посполитое Коронное, которого нарушенью митрополит з владыками дал причину 553
    • Раздел 4, замыкаючий в собе постановление з стороны календаря з его мил. к-з. арцибискупом Лвовским, и листы некоторый кр. их мил. панов наших, не толко в вере, але и в календару отмены, мимо головную згоду папежа Греческими, непозволяючие и волность набожества и власть патриархов Греческих утверждаючие, - который все митрополит з своим товарышством через свои поступки зневажил 567
      • Выпис застановленья, межи их мил.к-з. арцибискупом а отцем владыкою Лвовскими учиненого 567
      • Лист кр. Стефана, писаный в Кгродне, року 1584, генваря 21 дня 569
      • Лист кр. Стефана, даный в Неполоничах 18 мая рроку Божего 1585 570
      • Лист кр. Стефана, дан з Городна дня 8 сентября, року 1586 572
      • Лист четвертый короля Стефана (ач не власне в справе релеи Греческой даный, однак ку потверженью волности набожества, в конфедерации варованой, явне служачий), дата с-под Пскова, 26 септевриа, року 1581 574
      • Лист кр. его мил. теперешнего - Еремеи, патриарсе Константиноаолскому на волное отправованье справ духовных в церквах и людех послушенства его, в панствах его кр. мил. будучих. Дан з Вилна, року 1589, июля 15 577
    • Раздел 5, замыкаючий в собе протестации людей релеи Греческой, которыи митрополит и з владыками отступными легце собе поважил 579
      • Выпис с книг сеймовых Варшивскых протестации его милости пана воеводы Киевскаго 580
      • Протестациа другая, которая на том же сейме помененом Варшавском через послы земские Греческой релеи учинена, а кгды ее у Варшаве приняти не хочено, до книг кгродских Радеевских, у четверток року 1596 есть уведена 581
    • Раздел 6, замыкаючий в собе листы, через кр. его мил владыком некоторым даныи, того подсведчаючи, же они, таемницу тую отданья папежови Римскому послушенства кнуючи, пожитков своих и уростенья шукали, а свободам свецких людей народу Руского и Литовского уближити хотели 584
      • Лист давнейший 585
      • Лист последнейший 587
    • Раздел 7, замыкаючий в собе выводы некоторыи, особливе з листу теперешнего папежа Римского, показуючие, же отданье послушенства папежови Римскому науку Церкви Восточной выворачивает; и иж митрополит и владыкове, который тое послушенство отдали, - неправдиве и нещире, только для снаднейшего звоженья людий, за духовных релеи Греческой удаются 592
    • Раздел 8, замыкаючий в собе уваженья людий старожитной релеи Греческой, которые их до принятья нового календаря непохопными чинят 610
  • Отповеди часть вторая. О околичностях поступку людей старажитной релеи Греческой на синод Берестейском, которым деепись приганиль. Предмова на вторую часть отповеди 617
    • Раздел 1. Если то правда, что сиподовый деепись твердит, иж синод есть самых бискупов трибунал, и нихто там голосу не мает, одно они? 619
    • Раздел 2. Если то правда, что синодовый деепись твердит, их светские люде до розсудку науки о вере права жадного не мают, але духовных преложеных, яко тых, которые блудити не могут, веры наследовати, оным послушным быти и подлегати, за ними, яко овцы за пастырми, ити повинни? Взглядом чого не бывает повинная речь, аби митрополит з владыками, згоду с костелом Римским чинити хотячи, оповедался был з нею людем светским 629
    • Раздел 3. Если то правда, что сиподовый деепис твердит, иж митропилат з своим товариством, от Лвовского и Премыского владыков, архиминдритов, игуменов, попов, чернцов, а згола всех духовных релеи Греческой з светскими згромаженых не могл быти на синоде Берестейском, через себе самого назначеным, з уряду складан, а тым менше проклинан: бо бы то было противко розуму, противко праву Божему, против конфедерации и против зверхности кроля его милости? 648
    • Раздел 4. Еслиж Берестейским духовных и светских старожитной релеи Греческой особ справам слушне синодовый деепись приганяет, с той меры, же не в церкви, але в каменицы, ктому же не при митрополите, который синод зложил, але при Премыском и Лвовском владыках, которые власного подписку рук своих отступили, и при Нкифоре, который о шпикгирство есть обвиненый и приручоный, и при еретиках з маршалком еретицким суть отпревованы? 670
  • Отповеди часть третяя. О монархии албо единовластии костелном папежов Римских. Предмова на третья часть отповеди 685
    • Раздел 1. Если то правда, что синодовый деепис твердит, же монархиа албо единовластие костелное в евангелии уфундовано есть? 687
    • Раздел 2. Если то правда, что деепис пишет, же Христос Бог - тыми словы: "ты еси Петр, и на сем камени збудую церков Мою, и тобе дам клюяъча царства небеснаго" и овыми: "паси овцы моя, паси агнця моя" - Петра святого старшим над иные апостолы урядником Церкви Своей учинил? И их так тыи слова учители святие выкладали? 692
    • Раздел 3. Еслиж то правда, что синодовый деепись твердит, иж власть и преложенство одного пастыра с Петром святым не умерло, але на Римских епископах и папежах стало? 714
    • Раздел 4. Если то правда, иж над всего света костелы и бискупы Римский бискупзвирхность мел, а особливе в становенью, посвяченью, зверженью, выклилнанью, привороченью бискупов, и если ей заживаль, яког деепись твердит? 740
    • Раздел 5. Если то правда, яко сиподовый деепись твердит, же епископи зо всего христианства до Римского епископа на суд отзывалися, и о правиле церковном о том написаном 763
    • Раздел 6. Если то правда, же сам Римский епископ синоды складал и же без его позволенья жаден синод порядный и моц маючий быти не может, яко деепись твердит? 779
    • Раздел 7. Если то правда, что синодовый деепис твердит, же бискупь Римский на головных синодах першое месце завсегда меваль албо, яко то зовут, президовал, и же постановенья синодовые, которые важны, быти мели потвержаль? 784
    • Раздел 8. Если то правда, что синодовый деепис пишет з стороны жития патриархов Царигородских в едности костелной и под послушенством папежа Римского и з стороны отрываньяся их и ворочанья до него? 790
    • Раздел 9. Если тому целе ся верити мает, что о зъедноченью Греков з Римским костелом на синоде Флоренском деепись пишет? 793
  • Отповеди часть четвертая. О наганах патриархии Царигородской и похвале едности и сполечности з Римским костелом, через санодового дисписа припомненых. Предмова 800
    • Раздел 1. Если правдиве и бачне деепись против Церкви Восточной брам пекелных преможенье оттоля меркует, же Турок Грецию звоевал и посел, и еслиж для того Рускому и Литовскому народам годило бы ся патриархов, в Греции будучих, послушенства отступити? 802
    • Раздел 2. Если, для залецанья едности костелной и згоды и милости христианской через дееписа людем народу Руского и Литовского, годится и прислушиет отступити Церкви Восточной Греческой патриархов, в Греции мешкаючих, а папежови Римскому послушенство отдавати? 811
    • Раздел 3. Еслиж взглядом пападанья Турецкого, святокупства, неуважного розгрешенья, так же и пыхи, которую патриархии Царигородской деепись приписует, годится патриархов отступити, а Римскому папежове послушенство отдати? 819
    • Раздел 4. Если тым взглядом, иж килка зараз живых патриархов Царигородских часом бывает, як деепись твердит, тут теж и взглядом незгод яких патриархии Царигородской отступити а до папежа Римского пристати ся горит? 839
    • Раздел 5. Если взглядом, недостатку попехи, науки, ряду, обороны и милости, что патриархом деепись приписует, оных отступити а до папежа Римского прилучитися годить? 845
    • Раздел 6, замыкаючий в собе листы некоторые навелебнейшого и всесвятейшого кур Мелетиа перед тым Александрийского, а теперь уже Константинопольского патриархи, за услышаньем о одорванью митрополита и владыков некоторых, до людей старожитной веры Греческой, ту в тых панствах мешкаючих, свеже писаныи 852
    • Раздел 7. Если духовных старожитной релеи Греческой тое лепшее пошанованье капланьства, о яком им в папестве деепись поведает, от послушенства патриархов Восточных и от веры их отвести, а до отданья послушенства папежови Римскому слушне привести мает? 873
    • Раздел 8. Если то правда, что деепись твердит, иж папеж и з своими ведучи Греческой веры людей под свою зверхность, не жадного пожитку своего в том, але толко духовное потехи, згоды, милости христианской, и постраху еретиков и Турков шукает? 887
    • Раздел 9. Еслиж, яко дееписб радит, люде старожитной релеи Греческой, того вдячки быти слушне мают, же их такими способны, якие теперь суть в уваженью, до едности с костелом Римским приводят? 895
  • Замкненье отповеди с прозбою и з упоминаньем до коронных и великого Литовского обывателей 914

Читать книгу

Оригинальное название: Русская историческая библiотека, издаваемая Археографическою комиссiею. Томъ седьмый

Издательство: Тип. А.М. Котомина и Ко

Место издания: СПб.

Год издания: 1882

Количество страниц: 930 с.

Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Том седьмой

Том 7 из 40
«Русская историческая библиотека» — серия сборников документальных источников и литературных памятников, издававшаяся Археографической комиссией в 1872—1927 гг. Сборник состоит главным образом из источников периода XIV–XVII вв. В 39 томах опубликованы акты, относящиеся к внутренней и внешней политике России, «Дела Тайного приказа», документы из церковных и монастырских архивов, часть «Литовской Метрики», писцовые книги, фрагменты летописей, повести и сказания о Смутном времени, сочинения А. М. Курбского, Аввакума. Подготовку и редактирование материалов при составлении библиотеки осуществляли видные русские историки и археографы: А. П. Барсуков, С. А. Белокуров, И. А. Бычков, С. Б. Веселовский, В. Г. Дружинин, А. С. Лаппо-Данилевский, Л. Н. Майков, С. Ф. Платонов и др.