Исторические темы
Период:

I. Карматы





Карматы, приверженцы одной из ветвей шиитской секты исмаилитов. Утвердились в IX в. в Южном Ираке и Сирии, позже в Бахрейне. Неоднократно поднимали восстания против Аббасидов, целью которых было утверждение социального идеала карматов на захваченных ими землях. В конце IX в. карматы создали государство в Бахрейне со столицей в ал-Ахсе, где попытались воплотить идеи социального равенства и справедливости, общинной жизни, основанной на труде рабов. В 929/930 г. совершили нападение на Мекку, сопровождавшееся грабежом и насильственным угоном людей в рабство; похитили из Каабы «черный камень», вернув его только 20 лет спустя по требованию фатимидского халифа ал-Мансура (946-953). Социальные идеалы карматов нашли сочувствие в народной среде, однако их религиозные верования не разделялись основной массой мусульман. Восстания карматов были жестоко подавлены. Не способность оказать сопротивление Газневидам и внутренние распри значительно ослабили их влияние, и в конце XI в. их государство прекратило свое существование.

Даты правления даны по европейскому календарю (слева) и по мусульманскому летоисчислению — хиджре (в скобках)

«Карматы ветви Абу Са’ида ал-Джаннаби. около 886-1078 (около 273-470). первоначально утвердились в регионе Сирийской пустыни и Ирака, затем в Восточной Аравии

886 (по др. сведениям 894) — 913 (273 / 281-301) ал-Хасан б. Бахрам ал-Джаннаби, Абу Са’ид

913-917 (301-305) Са’ид б. Аби Са’ид ал-Джаннаби, Абу-л-Касим

917-944 (305-332) Сулайман б. Аби Са’ид, Абу Тахир

944-962 (332-351) четыре сына Абу Са’ида ал-Хасана: Ахмад Абу Мансур; Са’ид Абу-л-Касим; ал-Фадл Абу-л-’Аббас; Йусуф Абу Йа’куб правили одновременно с Сабуром б. Аби Тахир Сулайманом

[не позже 962-972 (не позже 351-361) ал-Хасан б. Ахмад б. Аби Са’ид, Абу ’Али ал-А’сам (в Сирии); ум. в 977]

972-977 (361-366) Йусуф, Абу Йа’куб (ум. в 977)

977-1078 (366-470) совместное правление шести внуков Абу Са’ида ал-Хасана (ас-сада ар-ру’аса’)

1078 (470) завоевание ал-Ахсы племенем Бану Мурра»

// Босворт  К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. П. А. Грязневича. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 106; Bosworth  C. E. The new Islamic dynasties. A chronological and genealogical manual. N.Y., 1996. Р. 94.

Из книги Августа Мюллера " История ислама от основания до новейших времен" СПб. 1895


Абу Тахир – герой карматизма


Можно смело назвать Абу Тахира настоящим героем карматизма. Подобно старинному главе хариджитов, Катари (т. II, стр. 56, 60), он предводительствовал полчищами вольнолюбивых арабов и походил на своего первообраза главным образом тем, что увлекал своих в бой и мечом, и вдохновенно разжигающей военной песнью. Под его командой карматы стали пугалом для всего халифата. Пользуясь расположением даже тех из бедуинов, которые прямо не примкнули к сектантам, Абу Тахир сумел направить их в 302 (915) на грабеж караванов иракских богомольцев. Положим, новое нападение карматов на Оман кончилось неудачей. Зато в 307 (919/20) налетел Тахир коршуном на Басру, многих переколол, а город разграбил. Поход предпринят был по повелению Убейдуллы, собиравшегося сделать нападение на Египет и желавшего отвлечь внимание халифа в другую сторону. Нашествие повторилось в 311 (923) и имело еще худшие последствия. Побито было пропасть народу, многие бросились со страха в реку и тоже погибли. Карматы угнали с собой массу женщин и детей и овладели несметной добычей. В это самое время наступил в Багдаде министерский кризис (т. II, стр. 230), сопровождаемый тоже великими внутренними беспорядками. В 312 (924) стали выслеживать карматы караваны богомольцев и забрали в полон после одной кровавой схватки нескольких весьма почтенных личностей, в числе прочих и Хамданида Абу'ль Хейджу. Абу Тахир взял с них обещание, что ему будут уступлены Басра и Ахваз, и ос-вободил плененных. Когда же обещанное пришлось ждать слишком долго, кармат двинулся к концу года в новый поход и дошел до Куфы. Здесь разогнал он только что выступивший в Мекку караван богомольцев и в начале 313 (925) захозяйничал в городе со свойственной ему жестокостью. Весь Ирак пришел в величайшее смятение, жители западных кварталов Багдада бежали за Тигр. Ничтожный халиф Муктадир и его советчики не знали, что и делать; никто не осмеливался более предпринять паломничество в Мекку, ни в этом году, ни в следующем. Наконец вызван был из Азербайджана Саджид Юсуф, сын Мухаммеда. Целый год прошел (314=926/7) в самых тщательных подготовлениях, а в следующем (315=927) выступил он против неприятелей. По меньшей мере, вдвое сильнейшее правительственное войско было разбито наголову карматами у Куфы, сам предводитель попал в плен. Затем Абу Тахир разорил Амбар, перешел Евфрат и двинулся на Багдад. Наскоро собрали Абу'ль Хейджа и Мунис войско в 40 000 человек для прикрытия столицы; раз только осмелились войска халифа на-пасть на карматов с целью освобождения Юсуфа. Но силы посланного отряда оказались недостаточными, войска были отброшены, а саджида умертвили по приказанию Абу Тахира. Напасть на столицу кармат все же не посмел; лишь частью удавались походы, предпринимаемые им в 316 (928) на некоторые города, расположенные по Евфрату; жители оборонялись с мужеством отчаяния. Зато ему удалось пройтись с огнем и мечом по многим округам Месопотамии, а одновременные восстания иракских карматов, подавляемые с большим трудом, страшно разорили несчастное Междуречье. В 317 (930) Абу Тахир внезапно появился во время празднества богомольцев в самой Мекке. Тысячи пилигримов были убиты, умерщвляли в самом святилище, разграбили город, из Ка'бы был выломан священный черный камень (т. I, стр. 221) и увезен в Лахсу. Намерение было слишком очевидное — пожелали навсегда уничтожить престиж Мекки. Но в результате получилось повсеместное негодование во всем исламском мире, так что сам Убейдулла в одном официальном послании к Абу Тахиру принужден был настаивать на возвращении камня. В тайных инструкциях, вероятно, говорилось иное. Нам известно, что камень оставался в Лахсе до тех пор, пока в 339 (951) не предписано было серьезно фатимидским халифом Мансуром возвратить его обратно.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.