Русская историческая живопись. XVIII в. «Самосжигатели». Художник: Мясоедов Григорий Григорьевич (1834 – 1911). Холст, масло. 139 x 283.8 см. 1882-1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дело О самосожжении старообрядцев
Март — май 1784 г.
№ 1
Доношение в Святейший Правительствующий Синод Новгородской епархии викария Амвросия, епископа Олонецкого и Каргопольского
14 марта 1784г.
Сего марта 9 дня присланным в духовную мою консисторию Повенецкаго уезда от закащика Священника Захария Ануфриева репортом донесено: минувшего де февраля 19 дня 784 года ведомства его Ребольскаго погоста пономарь Иван Иванов и преждебывший в том же погосте пономарь Евсей Егоров репортом представил того де прихода и погоста в деревне Фофановской государственный крестьянин записной раскольник Андрей Семенов имеет в доме своем скопище из разных селениев обоего пола людей более пятидесяти душ для суеверия раскольнического, кои между собою младенцев крестят, исповедывают грехов, монахов и монахинь по своему обряду постригают, где построен у них згорелой дом и приготовлены для згорения смольники, порох, смола и прочее и намерены со всеми семействами згореть, а того они, Иванов и Егоров, неизвестны, что згорят ли те раскольники скоро или нет, точию намерены, и многих православных к тому призывают, о чем от него, закащика, для ведома в Повенецкой нижней земской суд сообщено. А указом Святейшего Правительствующего Синода 1771 года июня от 30 дня велено, ежели где впредь от духовной стороны о раскольнических зборищах с намерением себе зжечь уведано будет, то немедленно к ним, раскольникам, по сношению со свецкими командами для увещания, чтоб от самопроизвольного убивства, яко богопротивного дела, удержались, отправлять духовных персон к тому способных, довольно знающих Священное Писание. А дабы в таком случае надлежащее духовным от светских команд чинено было вспоможение и к недопущению приявших намерение зжечь себя производить оное самым делом, пристойные приниманы были меры, о том Правительствующему Сенату для подтверждения в свецкие команды сообщено ведение. Того ради по докладу консистории мною предписано для увещания означенного раскольника с его согласниками в силе означенного Святейшаго Правительствующаго Синода указа отправить города Петрозаводска Петропавловского собора протопопа Григорья Федорова, яко к тому способного, Священное Писание и корельской язык знающего, о чем к нему и послать с прописанием вышеписаннаго указа и о даче ему одной подводы подорожную, а в Повенецкой нижней земской суд сообщить промеморию, что в духовной моей консистории и учинено, и об оном Святейшему Правительствующему Синоду благопочтеннейше за известие и доношу.
РГИА. ф. 796. Оп. 65. д. 107. Л. 1—1об. Подлинник.
№ 2
Указ Святейшего Правительствующего Синода
25 марта 1784г.
1784 года марта 25 в Святейший Правительствующий Синод по рапорту Санкт-Петербургскаго губернскаго правления, о усмотренном Повенецкаго уезда в деревне Фофановской в доме Андрея Семенова заблудших от православной церкви для сожжения себя скопище представлено, что оным губернским правлением определено повенецкому земскому исправнику Григорьеву предписать указом с приложением посланной в то правление с полученнаго Святейшим Правительствующим Синодом ис Правительствующаго Сената в 771 году ведения копии, чтобы он, Григорьев, тот час отправился в уезд и под видом исполнения должности своей отыскал посланнаго из Олонецкой духовной консистории протопопа, а потом при помощи его увещания старался бы употребить все способы к разсеянию сих суеверных людей и склонению каждого возвратиться в те селении, откуда оные вышли. Однакож при всем таковом исполнении отнюдь не должен он, исправник, приступить к каковой бы ни было строгости, а помня долг своей службы, Высочайших учреждений в 236[-й] статье изображенной, старался все то окончить с доброхотством, человеколюбием и с осторожною кротостию, дабы все объявленное скопище не погубило себя тем, что оно зготовило к скорому бытия своего изстреблению. В случае же, ежели никакое увещание подействовать не сможет и собравшиеся раскольники останутся в прежнем своем упрямстве, то он, исправник, должен поступить уже тогда по 244[-й] статье Высочайших учреждений и по исполнении репортовать правлению. А как де из указа Святейшаго Правительствующаго Синода видно, что скопище раскольническое в деревне Фофановской составляет уже человек более пятидесяти, а земский исправник и не знает, потому, что нет о том рапорта в сие правление, то по сему велено ему в правление прислать обстоятельный ответ.
ПРИКАЗАЛИ: об оном преосвященному Олонецкому дать знать указом с тем, что ежели чрез увещание посланного из Олонецкой консистории протопопа до получения сего указа ничего не последовало, и он, протопоп, вотще возвратился, а собравшееся скопище в зловредном своем намерении осталось, то тот же час того ж самаго протопопа вторично командировать, и велеть ему явиться прежде у повенецкаго земского исправника Григорьева, при котором и паки тех суеверцев, чтобы они таковое душепагубное свое намерение оставили, и возвратились каждой в свое селение, прилежно увещевать, а естли и засим оне в своем упорстве останутся, то уже оставить об них исполнение вышепомянутому земскому исправнику, как ему от губернского правления предписано, и что по сему последует, о том, получа от протопопа верное сведение, Святейшему Правительствующему Синоду репортовать. Тех же селениев, в которые помянутые собравшиеся суеверцы разойдутся, приходским священникам предписать, чтоб оне посредством церковных поучений прилагали возможное старание о уничтожении разсеиваемого лжеучения и о удержании от подобного заблуждения правоверных, так же и об обращении к святой церкве заблудших уже от оной.
РГИА. ф. 796. Оп. 65. д. 107. Л. 16—17. Отпуск.
№ 3
Протоколы допросов свидетелей самосожжений
12 мая 1784г.
1. 1784 года маия 12 дня Повенецкаго уезда Ребольскаго погоста государственные крестьяне, числящиеся по ревизии деревни Фофановской, а жительствующий в деревне Лод острове Ефим Семенов, деревни Ровкол Еветратей Исаков, на вопрос Олонецкой духовной консистории присудствующему катедралнособорному иерею Иоанну Иоаннову и города Петрозаводска второй части поповскому старосте священнику Василью Иванову объявили: Ефим Иванов, сего года в феврале месяце на сырной неделе в четверток сын ево Ананий Ефимов в небытность ево, Семенова, за отлучкою в лес на работу в доме отлучивши был, в показанную деревню Фофановскую к дядевьям своим, а ево, Ефима, родным братьям, записным раскольникам Андрею и Мирону Семеновым, в гости. А как оной сын ево Ананий обратно в дом спустя дни с четыре не возвратился, то он, Семенов, для зву ево в дом свой обратно Великого поста на первой недели в среду ходил. Но на зов ево оной сын ево объявил, что де я домой не иду, а пора мне умирать здесь. А оные ево братья Семеновы, ис коих Андрей грамоте был знающий, сказали, что и тебе надобно здесь с нами умирать, а сына твоево в дом из нашего ныне дому вон не выпустим. Что выслушав и возвратился в дом свой, где пробыл дни с три, как пришел вторично звать, то уже в избу допущен не был, о чем от нево тово Ребольскаго погоста старосте Сидору Артемьеву и доношение подано было, а после того уже на пятой неделе Великого поста со оными дядевьями своими упоминаемой сын ево Ананий и згорел, от роду ж ему было дватцать два года.
2. Евстрат Исаков, сего года генваря месяца в небытности ево в доме за отлучкою по приказу мирского старосты для збору того Ребольскаго погоста с крестьян подушных денег, деревни Фофановской государственный крестьянин Захар Миронов, пришед в дом ево, Исакова, взял жену ево Параскеву Миронову, за две недели Великого поста к отцу своему, а ево, Исакова, тесть, государственному крестьянину записному раскольнику Мирону Семенову в гости. А как он, Исаков, на третьей неделе Великого поста пришед к тестю своему объявленному крестьянину Семенову для зву жены своей обратно в дом, то тесть ево на позыв объявил ему, я де тебе жены в дом не отпущу, естли же хочешь и ты, то останься здесь с нами Богу молиться. Что выслушав, обще з женою своею ему, Семенову, поклонясь в ноги, об отпуске их в дом свой стали просить, на которую ево прозьбу сказал жене ево, что естли ты с мужем своим домой пойдешь, то руки и ноги сломаем и убьем до смерти, а к ему, Исакову, оборотясь и взяв рогатину в руки, сказал: «Смотри, естли не отстанешь от жены, то заколю!». Которое видя и пошел в дом свой, но не доходя до дому дватцати верст, от деревни Плякея возвратился для зву оной жены своей в дом тестя своево вторично и в приходе, не говоря еще ничего, велели случившимся у них в избе быть незнаемым ему Исакову людям вытолкать вон. А после того дня более для зву жены своей в дом он, Исаков, не приходил, а подал об оном того погоста мирскому старосте доношение, потом уведомился чрез жителя близ той деревни живущего, а как его имя и которой деревни, того не упомнит, что на пятой неделе Великого поста оная жена его с прочими людми, собравшимися к тестю ево в дом, згорели.
3. 1784 года маия 12 дня Повенецкого уезда Ребольского погоста деревни Фофановской жители крестьянские женки Марья Михеева, Устина Кириллова на вопрос Олонецкой духовной консистории присудствующему катедралнособорному иерею Иоанну Иоаннову и города Петрозаводска и уезда второй части поповскому старосте священнику Василию Иванову о самозжегшемся в той деревни раскольническом зборище объявили, что той деревни Фофановской в доме государственного крестьянина записного расколника Андрея Семенова расколническое зборище человек до пятидесяти подлинно згорело, и оной Семенов зжегся, и других из того збориша в живых никого не осталось. А оному расколническому зборищу началником был пришедший в ту их деревню сего ж года на масленной недели неведомо откуда старик, а как ево звали именем, и отчеством и прозванием, не знает, толко имелся на нем серый кафтан, а на голове холщеной серой кукул, которой старик приходящих в ту избу людей впущая якобы для богомоления с ними в той избе запирался, куда и их Михееву и Кирилову якобы для богомоления ж звали, точию они не пошли, а мужьев их в то время за отлучкою для прокормления себя в разные места в домах своих не было.
4. 1784 года июня 1 дня Повенецкого уезда Ребодского погоста церкви Рождества Пресвятыя Богородицы дьячок Евсей Егоров Его Преосвященству Амвросию, епископу Олонецкому и Каргопольскому, на вопрос о самосжегшемся того погоста в деревне Фофановской в доме государственнаго крестьянина записнаго расколника Андрея Семенова расколническом эборище объявил, что оно подлинно згорело, а кто именно был в зборе и кем они к таковому самоубивству прелщены и не остался ли кто из оного зборища в живых, того по небытию ево, Егорова, при том згорении показать не знает, и бродячих лжеучителей к расколническому суеверию никого в приходе своем не видел и не знает. А когда он, дьячок, из дому своего по приказу Повенецкаго уезда закащика Захария Онуфриева в Яшозерскую выставку чрез оную деревню Фофановскую шел того Реболского погоста с правящим при указе пономарскую должность Иваном Ивановым и мирским старостою Сидором Артемьевым, то по приходе увидев во оной деревни, что у означеннаго крестьянина Андрея Семенова от жилой избы передняя стена отрублена прочь, а приставлена вместо оной стены рига хлебомолотная. На вспрос их у крестьянина Еремея Семенова, а оному Андрея родного брата, [210] стоящего на крыльце, для чего рига из избы приставлена, объявил он, Еремей, мы де желание имеем згореть, а для какой притчины желание имеют згореть, то на вспрос их не сказал, а только сказал: «Что вам до того нужды? Мы згорим». А третей брат их родной Ермолай Семенов, глядев из окна в монашеском черном одеянии, имеющем на голове наподобие монашескаго черного клобука сшитой кукул, выговаривал: «Не ходите к нам блиско и не трогайте нас, ежели ж будете к нам приступать, то будем в вас ис ружей стрелять». Что выслушав он, дьячок, с пономарем Ивановым написали к закащику Онуфриеву репорт, которой февраля 19 дня сего года и подали, а сколко было во оной избе в то время людей, и кто таковые имянно, того они знать и видеть за недопущением их тогда в ту избу не могли.
РГИА. Ф. 796. Оп. 65. д. 107. Л. 61—64об. Подлинник.
№ 4
Рапорт священников Иоанна Иоаннова и Василия Иванова Синоду
12 мая 1784 г.
1784 года маия 12 дня Повенецкаго уезда Реболскаго погоста в деревни Фофановой Олонецкой духовной консистории присудствующим катедралнособорным иереем Иоанном Иоанновым и города Петрозаводска и уезда второй части поповским старостою священником Василием Ивановым при случившемся в той же деревне Фофановской быть для изследования о самозжегшемся в доме государственного крестьянина записного раскольника Андрея Семенова расколническом зборище петрозаводского нижнего земского суда исправника коллежском асессоре Александре Полонском учинено сгоревшему месту свидетельство, по которому явилось упоминаемого расколника Семенова изба с пристроенною ригачою и с сенми, в которой скопище для сожжения учинено было, згорела вся до основания, а кости, раздробившиеся от огня на малые части, поверх земли и между ими поверх земли ж земли три части мяса обгоревшие, от огня ж, хотя и имеется, но человеческие ли они или какие другие, признать их в подлинность не можно, которые части по приказанию нашему в земле крестьянами на том згоревшем месте и зарыты.
РГИА. Ф. 796. Оп. 65. д. 107. Л. 65. Подлинник.
Текст воспроизведен по изданию: Дело о самосожжении старообрядцев // Исторический архив, № 2. 2007