Электронная библиотека Руниверс > Авторы

Мейер Александр Александрович

Краткая библиографическая справка


Мейер Александр Александрович

[10(22).09.1875—19.07.1939] — философ и историк культуры. Род. в Одессе. Домашним языком в семье М. был нем. М. воспитывался в лютеранской атмосфере, но считал себя православным. В молодости участвовал в революц. деятельности, вел агитационную и просветительскую работу. За организацию рабочих кружков был сослан в Среднюю Азию. Сотрудничал в газ. "Русский Туркестан", где стал известен сначала как марксист, а потом как критик марксизма. Вернувшись из ссылки, участвовал в деятельности Петерб. Филос. об-ва. М. знали по переводам Э.Маха, Ф.Йодля, П.Барта, Р.Штаммлера и др. Он был известен и своими лекциями по ист. филос. и религии в Об-ве нар. ун-тов. В августе 1917 М. — среди участников Всеросс. Церковного Поместного Собора (от Петрогр. Религ.-филос. об-ва). После революции принял участие в организации "Вольфилы". Был проф. и зав. кафедрой эстетики движения на Высших науч. курсах П.Ф.Лесгафта (1918—1928). Поздней осенью 1917 М. организует кружок петерб. интеллигентов "Воскресение". В этот кружок входили (в разные годы)  Г.П.ФедотовА.С.Аскольдов-Алексеев, А.В.Карташев, Л.Пумпянский, М.М.Бахтин, Н.П.Анциферов и др. Это была, как вспоминает Д.С.Лихачев, "одна из наиболее значительных филос.-релит, организаций в Петербурге" (Об Александре Александровиче Мейере // ВФ. 1992. № 7. С.92). "Воскресение", благодаря братству его членов и их своеобразной религиозности, просуществовал достаточно долго (до 1929). В декабре 1928 за участие в деятельности "Воскресения" М. был арестован, а весной 1929 приговорен к расстрелу, к-рый потом заменили десятью годами заключения. (По делу "Воскресения" в 1929 был арестован и М.М.Бахтин, к-рому Соловки заменили высылкой в Казахстан; с 1929 отбывает срок в Соловецких лагерях, а затем на строительстве Беломорканала Н.П.Анциферов; аресту подвергаются Л.Пумпянский и др.). Находясь на Соловках, а затем в Белбалтлаге, М. подводит итоги своей жизни, пишет филос. работы. После освобождения живет в Калязине, где занимается переводческой деятельностью. Там же появляются его последние работы. Похоронен М. на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге. Филос. М. является вариантом диалогич. персонализма, созвучным идеям М.Бубера и М.Бахтина. Она скорее подразумевает не созерцательность, а реальное действие. Именно этим объясняется значительность организационной деятельности в жизни Мейера. Его филос. постоянно ищет свое воплощение то в революции, то в религии. В работах по анархизму М. делает первые попытки подойти к идее личности. Но эта идея оказалась несовместимой с революц. практикой, и М. пытается обрести ее в религии. Он надеется реально воплотить ее в новом ре-лиг, сознании, к-рое определяло умонастроение его кружка. По мнению М., идея может получить свое существование лишь в диалоге и благодаря ему. "Верховное Я" своей любовью рождает в нас личность, когда мы ему открыты. Тем самым делается возможным подлинный диалог между людьми. Создание подлинного диалога — гл. цель "Воскресения". "Абсурд “множества единых”" есть формула любви и формула личности — на этой мейеровской мысли держалась вся деятельность его религ.-филос. кружка. "Абсурд “множества единых”" — тайна, к-рая невыразима рациональным языком, она предполагает либо практич. воплощение, либо символическое выражение. Перформативный символизм М. отличается от дескриптивного символизма А.Ф.Лосева и др. своей подчеркнуто персональной ориентацией, растворяющей даже само бытие в идее личности. Филос. М. является попыткой создания практич. нравств. филос., основанной на ряде христ. идей: личности, диалога, тайны. Она открыла возможности для реализации нового релпг. сознания в об-ве и обозначила границы для рационального постижения личности.

Ф.И.Гиренок, И.Л.Дмитриева.

Соч.: О смысле революции // Перевал. 1907. № 8—9; Бакунин и Маркс // Факелы. Кн.2. СПб., 1907; Выступление на докладе С.А.Аскольдова // Записки С.-Петерб. Религиозно-философского общества. Вып.1. СПб., 1908; Новое религиозное сознание // Биржевые ведомости. 1916. 28 октября. № 15889; О праве на миф // 1918. № 2; Философские сочинения. Париж, 1982; Религиозный смысл мессианизма // ВФ. 1992. № 7; Мысли про себя // Север. Петрозаводск. 1992. № 11—12; Речь [на открытии Рыбинского Религиозно-философского общества (1916)] // Контекст. 1994—1995. М., 1996.

П.В.Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — Издание 4-е, переработаное и дополненное — Москва: Академический Проект, 2002.

Книги

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"