Библиотека > Электронная библиотека Руниверс > Тематический каталог
- Алфавитный каталог
- Тематический каталог
- Атласы (28)
- Библиографические справочники (5)
- Военная история (451)
- Всеобщая история (57)
- Детская иллюстрированная книга (46)
- Журнальный зал (12)
- Отечественная история (649)
- Полковые истории (187)
- Путешествия и описания земель (65)
- Русская философия (228)
- Собрания документов (38)
- Энциклопедии и словари (21)
- Книги Руниверс (2)
- Новое в библиотеке
Оглавление
- Предисловие 3
- Глава первая. Основные черты областной реформы 1719 г.
17
- I. Общий характер реформ Петра Великого
17
- Законодательство московского государства 17
- Значение обычая 18
- Борьба реформы с обычаем 19
- Всеобъемлющая полицейская деятельность государства Петра 19
- Разум, как руководящее начало реформы 28
- II. Абсолютизм м рационализм государства Петра В., как обще-европейские явления XVII-XVIII в.
30
- Западно-европейская политическая действительность 30
- Политические идеи 30
- Знакомство Петра и русского общества с этою действительностью и идеями 34
- Рационализм законодательства Петра 37
- Необходимость перемены учреждений в связи с задачами реформы 40
- III. Заимствование учреждений с запада
41
- Последовательность западного влияния 41
- Неудача самостоятельных политических построений 43
- Выбор западных учреждений 45
- Почему получили предпочтение шведские 46
- Переработка шведских учреждений 47
- Отзыв Фокеродта об административной реформе 50
- IV. Правильное разчленение учреждений
52
- Отсутствие общего плана реформы 52
- Беспорядок системы приказов XVII в. 54
- Преимущества коллегиального порядка 55
- Распределение дел между коллегиями 57
- Дифференциация органов местного управления. отделение суда от администрации 57
- Разветвление органов администрации 58
- V. Однообразование областного разделения
60
- Регламентация учреждений 61
- Эволюция областной единицы 61
- Губерния 1708 г. 63
- Подразделения губернии 63
- Провинция и дистрикт 65
- VI. Однообразие областного управления
68
- Областное управление XVII в. 68
- Отделение центральных инстанций от областных 71
- Однообразие устройства местных органов 71
- Однообразие их деятельности 72
- VII. Задачи, поставленные учреждениям 1719 г.
74
- На учреждениях 1719 г. отразился дух времени 74
- Бюрократизм 75
- Широта задач, поствленных учреждениям 78
- Идеализм реформатора 81
- I. Общий характер реформ Петра Великого
17
- Глава вторая. Областные административные учреждения
83
- I. Организация провинциальных учреждений
83
- Организация коллегий 83
- Устройство камер-коллегии 84
- Назначение провинциального штата 85
- Вступление его в действие 86
- Прежняя администрация медлит расставиться с провинцией 89
- Беспорядок в управлении вследствие смены администраций 91
- II. Отношение провинции к губернии и к центральным органам
92
- Самостоятельное значение провинции 92
- Отношение к губернатору 93
- Вмешательство губернаторов в провинциальное управление 94
- Значение губернаторского деления после 1719 г. 95
- Воеводы охраняют свою самостоятельность 97
- Отношение провинуии к сенату и коллегиям 98
- Отношение ее к камер-коллегии 100
- III. Полицейская деятельность провинциальной администрации
103
- Анализ воеводской инструкции 103
- Деятельность воеводы по данным практики 107
- Заботы о безопасности 110
- Медицина и общественное призрение 112
- Народное просвещение 113
- Другие предметы полицейской деятельности, указанные инструкцией 114
- IV. Средства и характер провинциальной администрации 117
- Отсутствие ресурсов на удовлетворение местных нужд 117
- Отсутствие инициативы, как результат исключительной работы для центра 119
- Воевода - агент исполнитель в местности 121
- Провинциальная администрация 1719 г. служит продолжение губернской 1708 г. 122
- V. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества
124
- Двоякие функции местных органов власти 124
- Отношение к дворянству. В какой степени провинуиальный воевода удовлетворяет интересы дворянства 125
- Исполнение требований правительства, предъявляемых к дворянству 128
- Отношение провинциальных властей к городу до издания регламента главного магистрата 129
- Отношение после издания этого регламента 133
- VI. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества
138
- Церковные земли. Изъяте их из ведомства общей адсинистрации и восстаовление монастырсного приказа 138
- Комиссары синодальной команды 139
- Вмешательство общей администрации в управление церковных земель 140
- Правительство само уполномочивает к такому вмешательству 141
- Дворцовые земли 142
- Резюме 143
- VII. Финансовая деятельность провинциальной администрации
144
- Финансовая деятельность воеводы по инструкции 144
- Деятельность его на практике 146
- Обязанности камерира 146
- Отношение воеводы к камериру 147
- Прямые налоги 150
- Косвенные сборы 152
- Судебная деятельность камерира 153
- Рентмейстер 155
- VIII. Земский комиссар
156
- Два периода в истории института земских комиссаров 156
- Земские комиссары 1719-1724 гг. назначались камер-коллегией 157
- Округ земского комиссара 162
- Отношение к воеводе и камериру 164
- Подчиненные комиссары 164
- Деятельность земского комиссара. Общий характер 165
- Полиция безопастности 165
- Отношение к судебным органам 167
- Исполнительная деятельность 170
- Пути сообщения 172
- Движение полков через дистрикт 174
- Сборы повинностей 175
- Отношение к городу 178
- I. Организация провинциальных учреждений
83
- Глава третья. Областные судебные учреждения
180
- I. Подготовка судебной реформы
180
- Назначение президентом юстиц-коллегии 180
- Подготовительные работы 181
- Проект Матвеева 183
- Проект Фика 186
- Значение обоих проектов в организации судебных цчреждений 187
- Отделение суда от администрации 188
- II. Центральные судебные учреждения
189
- Судебное значение сената 189
- Организация юстиц коллении 192
- Значение юстиц-коллении, как органа, ведающего администрацию судебных учреждений 194
- Значение ее, как судебного ьрибунала 198
- III. Надворные суды
201
- Организация областных судебных учреждений 201
- Округи надворных судов 202
- Состав надворных судов 203
- Проект инструкции надворному суду 205
- Прокуроры при надворных судах 210
- Компетерция надворного суда 214
- Сравнение с шведским оригиналом 218
- IV. Нижние суды 1719-22 гг.
219
- Коллегиальные нижние суды 219
- Городовые судьи 221
- Компетенция нижнего суда 222
- Нижние суды единоличные не были в низшей инстанцией относительно нижних судов коллегиальных 225
- V. Взаимоотношение судебных инстанций
230
- Движение дел по инстанциям: по инициативе сторон 230
- по свойству дела 231
- по инициативе судьи 231
- по инициативе высшей инстанции 234
- Нетвердость судебных решений 234
- VI. Судебные учреждения и областная администрация
237
- Отступления от начала разделения властей 237
- Отношения судобной и административной власти по закону 240
- Отношения между ними на практике. Участие судей в администрации 242
- Вмешательство администации в судебные дела 244
- Столкновения органов суда и администрации 247
- VII. Судебная реформа 1722 г.
251
- Причины издания указов 1722 г. 251
- Устройство судебной системы по этим указам 253
- Провинциальные суды 253
- Значение асессоров 255
- Судебные комиссары 258
- Число инстанций 259
- Реакционный характер указов 1722 г. 260
- Остатки разделения властей с 1722 г. 261
- VIII. Результаты судебной реформы
262
- Изменения в процессе 262
- Причины неуспеха судебной реформы 262
- Медленность суда 264
- Его бессилие 267
- Неуважение к нему общества 270
- I. Подготовка судебной реформы
180
- Глава четвертая. Областные учреждения 1719 г. не соответствовали средствам общества
273
- I. Недостаток денежных средств
273
- Предварительные замечания 273
- Вознаграждаемость гражданской службы при Петре 274
- Вопрос о стоимости областных учреждений при обсуждении реформы 277
- Неисправность казны в выдаче жалованья 279
- Последствия этой неисправности 283
- II. Недостаток личных средств
286
- Усиленный спрос, предявленный реформой к служилому классу 286
- Недостаток приказного люда 288
- Смотры, как средство контроля за состоянием служилого класса 290
- Смотр 1722 г. 292
- Вызовы на смотры отвлекали служилый персонал от обязанностей по управлению 294
- III. Недостаток подготовки у служилого персонала
298
- Новые формы и задачи администрации 298
- Воспитание служилого персонала не развивало в нем качеств, необходимых для новых требований 299
- Злоупотребления областной администрации и суда 303
- IV. Органы надзора в провинции
311
- Организация института фискалов 311
- Обязанности фискалов 316
- Средства надзора 317
- Отношение администрации и общества к институту 320
- Сенаторская ревизия 324
- Ревизоры военной коллении 326
- V. Гвардейцы в роли органов надзора в провинции
327
- Недействительность органов надзора 327
- Отношение Петра к гвардии 328
- Деятельность гвардейцев в провинции 329
- Их отношение к областной администрации 331
- I. Недостаток денежных средств
273
- Глава пятая. Областная реформа и подушная подать
338
- I. Перепись начеления и ревизия
338
- Идея подушной подати и расположения полков армии на души 338
- Пеперись населения 342
- Ревизия переписи и организация "переписных канцелярий" 344
- Неясность социального состава населения, как причина медленного хода переписи 348
- II. Сопротивление населения переписи
359
- Способы и размеры утайки душ 359
- Законодательство о взысканиях за утайку 361
- Усатие переписных канцелярий в выработке и исполнении этого законодательства 365
- Другие причины медленности переписи 369
- III. Расположение полков на души
371
- Пробное расположение двух полков в новгородской провинции 371
- Составление общего плана расположения полков 376
- Постройка "вечных квартир" 383
- Медленный ход построек 388
- Передвижение полков на квартиры 392
- IV. Провинциальная администрация и переписные канцелярии
394
- Переписные канцелярии приобретают характер постоянных учреждений в области 394
- Круг деятельности переписчиков 396
- Поручение им административных дел 397
- Отношение переписчиков к провинциальной администрации 400
- V. Провинциальная администрация и полковые штабы
406
- Отношение полков к населению 406
- Участие полковника в делах местного управления: сбор подушной 408
- дела, связанные с производством сбора 409
- дела общеадсинистративного характера 410
- Отношение полковой администрации к провинциальной 412
- VI. Выборный комиссар от земли
420
- Различие его от земского комиссара, назначавшего ся камер-коллегией 420
- Первые общие выборы комиссаров от земли в конце 1723 г. 421
- Выборы комиссара имели значение повинности 425
- Перемена в значении уездной дворянской корпорации 425
- Признаки корпоративной деятельности уездных дворянских общества в первой четверти XVIII в. 431
- Избирательные съезды для выбора комиссаров от земли 435
- VII. Выборный комиссар от земли
440
- Полковой дистрикт 440
- Значение уезда при образовании дистриктов 442
- Инструкция комиссару от земли 443
- Связь комиссара от земли с полком 446
- Обязанности комиссара от земли сверх сбора подушной 447
- Отношение его к камер-коллегии 449
- Отношение его к провинциальным и полковым властям 450
- Прежние камер-коллежские земские комиссары продолжают существовать в 1724-27 гг. 452
- Резюме главы пятой 457
- I. Перепись начеления и ревизия
338
- Глава шестая. Отмена областных учреждений Петра Великого
460
- I. Резюме предыдущего
460
- Идеалы реформы 460
- Деятельность административных учреждений 462
- Судебные учреждения 465
- Областные учреждения и общество 468
- Влияние подушной подати 469
- Моменты в разрушении областных учреждений 470
- II. Расстройство финансового хозяйства в конце царствования Петра
471
- Проект перемен в администрации, предложенный Фиком 471
- Отзыв Кохиуса 474
- Неаккуратность отчетности 474
- Размеры нодоимок 476
- III. Расстройство народного хозяйства
479
- Неурожаи 479
- Увеличение податной тягости: возрастание цифр налога 482
- сборы сверх подушной 484
- раскладочный характер подушной в связи с побегом крестьян 487
- IV. Областные учреждения Петра В. рассматривались в 1725-27 гг. как причина расстройства финансов и народного хозяйства
494
- Записка Ягужинского 494
- Доклад сената 497
- Мнение генералитета 498
- Мнения в верховном тайном совете: критика областной реформы Петра 500
- V. Отмена областных учреждений Петра В.
508
- Вывод военных команд из уездов 508
- Отмена рентмейстеров и вальдмейстеров 509
- Реакционные взгляды 510
- Черты воеводского управления 1727 г.: слияние власти 512
- Восстановление воевод в городах, где они бывали в XVII в. 516
- Иерархический порядок 518
- Задачи местного управления по наказу 1728 г. 520
- VI. Положительные результаты областной реформы 1719 г.
522
- Непрочность областных учреждений 1719 г. 522
- Они не были основаны на сознательно и твердо усвоенном принципе 523
- Они не заинтересовали правящего общественного класса 529
- Влияние областных учреждений Петра В. на дальнейший порядок местного управления 535
- I. Резюме предыдущего
460
- Приложения 539
Богословский Михаил Михайлович
1867 — 1929Богословский Михаил Михайлович
Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-27 гг.
Оригинальное название: Областная реформа Петра Великаго. Провинцiя 1719-27 гг.
Издательство: Университетская типография
Место издания: М.
Год издания: 1902
Количество страниц: 582 с.
Рубрики:
Отечественная история