Новая энциклопедия

Еврейско-хазарская переписка

Наиболее распространенное в историографии названия обмена письмами между правителем Хазарского каганата Иосифом и сановником кордовского халифа Абд ал-Рахмана III (912 – 961 гг.) – Хасдаем ибн Шапрутом. Название «Еврейско-хазарская переписка» закрепилось за этими текстами, благодаря монографии П.К. Коковцова. Смысл его не этноконфессиональный, а линвистический. Это переписка по поводу хазар на еврейском языке, а вовсе не «евреев с хазарами».
 В ее состав входят, письмо Хасдая и письмо Иосифа, сохранившееся в краткой и пространной редакциях. Первое независимое упоминание Еврейско-хазарское переписки имеется во фрагменте «Книги о праздничных» временах Иегуды бен Барзиллая из Барселоны (конец XI в.). О переписке между Иосифом и Хасдаем у поминают и другие еврейские авторы средневековья: философ Иегуда га-Леви (до 1075 – 1141 гг.) и Авраам ибн Дауд (1110 – 1180 гг.). Первый использовал сюжет «выбора веры» в Хазарии в качестве фабулы своего религиозно-апологетического трактата «Книга доказательства и доводов в защиту униженной религии», второй же – в контексте религиозной полемики против караимов в своей хронике – «Книга предания». 
С середины XII по вторую половину XVI в. сведения о переписке почти прекращаются. Вновь текст переписки был обнаружен в Исааком Акришем – еврейским интеллектуалом, собиравшим информацию и сведения по вопросу о существовании где-либо иудейского государства и поиску Десяти Колен и издана им в 1577 г. в составе сборника «Голос Благовестителя». Первое научное европейское издание переписки было подготовлено в 1660 г. Д. Буксторфом. Современное критическое издание переписки вышло в свет в 1932 г. под редакцией российского ученого-гебраиста П.К. Коковцова. 
Хотя подлинность переписки неоднократно оспаривалась в историографии, П.К. Коковцову удалось показать, что несмотря на наличие несомненных поздних искажений и интерполяций, закономерных для развития рукописной традиции, сохранившиеся тексты в основе своей восходят к оригиналам середины X в. Текстологические изыскания П.К. Коковцова продолжил американский востоковед Д. М. Данлоп, доказавший путем анализа грамматических структур и лексики писем Иосифа и Хасдая двум разным авторам. Ныне точка П.К. Коковцова и Д.М. Данлопа является общепринятой среди исследователей-хазароведов.

Теги: Авраам ибн Дауд, Д. Буксторф, Иегуда бен Барзиллай, Иегуда га-Леви, Иосиф, Исаак Акриш, письмо Иосифа, письмо Хасдая, Хазарский каганат/Хазария, Хасдай ибн Шапрут
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"