Новая энциклопедия
Мангазейский морской ход – арктический путь связывавший Поморье с Сибирью; шел от устья Северной Двины вдоль берегов Баренцева и Карского морей, пересекал по рекам Мутной и Зеленой и волокам между ними полуостров Ямал и выходил в Обскую и Тазовскую губу. В конце XVI встал одним из открытий русских землепроходцев. Проложившие его поморские промышленники. отправлялись в путь на «малых кочах» (грузоподъемностью в 600-700 пудов), удобных для перетаскивания через волоки Ямала. Летнее плавание от Архангельска до низовий реки Таз занимало пять недель; задержки вынуждали мореходов оставаться на зимовку в Пустозерске.
При впадении речки Осетровки (Мангазейки) в Таз в 1601 воеводы Мирон Шаховской и Данила Хрипунов основали Мангазею (по имени ненецкого племени мангазея или молканзея) – один из крайних опор российской колонизации за Полярным кругом и базу для освоения севера Сибири. Согласно «росписному списку города Мангазеи» 1625-1626, внутри деревянных стен острога находились воеводский двор и канцелярия, таможня, «государевы житницы», гостиный двор, торговая баня, лавка и соборная Троицкая церковь. За крепостной стеной располагался посад; за посадом - кладбище. Археологические раскопки Мангазеи определили облик застройки города, этапы его подъема и упадка. Здесь работали ремесленники – литейщики, портные, сапожники, кузнецы и косторезы. В банях и харчевнях шла азартная игра в кости и в карты. Промышленники получали проезжие грамоты с восковыми печатями; гуляки-мореходы иногда теряли свои компасы; найденные вещи хранят надписи их владельцев: «Харитон», «Кирилл Тимохов Проголокищев», «Ондрей Трофимов». По преданию продавцом в лавке работал местный святой – Василий Мангазейский.
Мангазейский морской ход стал оживленной торговой магистралью. В Архангельск и Холмогоры вывозились сотни тысяч шкурок пушного зверя (соболей, песцов и бобров) в год и мамонтовая кость; в Сибирь доставлялись кожи, сети, порох, соль, свинец, обувь, нитки, хлеб, крупу, ткани, металлическую и стеклянную посуду, разноцветный бисер-«одекуй». «При прежних мангазейских воеводах,— приводил историк С.В. Бахрушин слова таможенного головы И. Саблина, — приходили из Сибири в Мангазею морем многие торговые кочи с хлебными запасами и с рускими товары, в год кочей по 50 и больше, а торговых, государь, и промышленных людей зимовало в Мангазее человек по тысячи и больше, и в лавках, государь, сидели со всякими товары зимою и летом без съезду, и весною, государь, на Волоку всяким людям торг был большой». Еще в 1620-х гг. из Мангазеи вывозили до 100 тыс. только соболиных мехов. За удачную поездку торговец бог нажить состояние: медный котел стоил столько, сколько вмещал в себя шкурок соболя.
Отсюда уходили отряды первопроходцев для обследования новых земель на Таймыре, в низовьях Енисея, в Якутию. После Смуты в 1619 московское правительство, опасаясь проникновения в Сибирь западноевропейских торговых компаний, запретило морской путь в Мангазею. Промышленники стали добираться туда уже из самой Сибири по Оби. Истощение пушных ресурсов и пожары Мангазеи в 1642 и 1662 привели к запустению города; его жители переселились на Енисей, где при впадении Нижней Тунгуски в 1672 была основана Новая Мангазея - нынешний Туруханск.
При впадении речки Осетровки (Мангазейки) в Таз в 1601 воеводы Мирон Шаховской и Данила Хрипунов основали Мангазею (по имени ненецкого племени мангазея или молканзея) – один из крайних опор российской колонизации за Полярным кругом и базу для освоения севера Сибири. Согласно «росписному списку города Мангазеи» 1625-1626, внутри деревянных стен острога находились воеводский двор и канцелярия, таможня, «государевы житницы», гостиный двор, торговая баня, лавка и соборная Троицкая церковь. За крепостной стеной располагался посад; за посадом - кладбище. Археологические раскопки Мангазеи определили облик застройки города, этапы его подъема и упадка. Здесь работали ремесленники – литейщики, портные, сапожники, кузнецы и косторезы. В банях и харчевнях шла азартная игра в кости и в карты. Промышленники получали проезжие грамоты с восковыми печатями; гуляки-мореходы иногда теряли свои компасы; найденные вещи хранят надписи их владельцев: «Харитон», «Кирилл Тимохов Проголокищев», «Ондрей Трофимов». По преданию продавцом в лавке работал местный святой – Василий Мангазейский.
Мангазейский морской ход стал оживленной торговой магистралью. В Архангельск и Холмогоры вывозились сотни тысяч шкурок пушного зверя (соболей, песцов и бобров) в год и мамонтовая кость; в Сибирь доставлялись кожи, сети, порох, соль, свинец, обувь, нитки, хлеб, крупу, ткани, металлическую и стеклянную посуду, разноцветный бисер-«одекуй». «При прежних мангазейских воеводах,— приводил историк С.В. Бахрушин слова таможенного головы И. Саблина, — приходили из Сибири в Мангазею морем многие торговые кочи с хлебными запасами и с рускими товары, в год кочей по 50 и больше, а торговых, государь, и промышленных людей зимовало в Мангазее человек по тысячи и больше, и в лавках, государь, сидели со всякими товары зимою и летом без съезду, и весною, государь, на Волоку всяким людям торг был большой». Еще в 1620-х гг. из Мангазеи вывозили до 100 тыс. только соболиных мехов. За удачную поездку торговец бог нажить состояние: медный котел стоил столько, сколько вмещал в себя шкурок соболя.
Отсюда уходили отряды первопроходцев для обследования новых земель на Таймыре, в низовьях Енисея, в Якутию. После Смуты в 1619 московское правительство, опасаясь проникновения в Сибирь западноевропейских торговых компаний, запретило морской путь в Мангазею. Промышленники стали добираться туда уже из самой Сибири по Оби. Истощение пушных ресурсов и пожары Мангазеи в 1642 и 1662 привели к запустению города; его жители переселились на Енисей, где при впадении Нижней Тунгуски в 1672 была основана Новая Мангазея - нынешний Туруханск.