Всякий человек носит в себе Музей…
16 мая, в эту субботу, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке №180...
... Россия как полноценный культурно-исторический субъект, начиная с эпохи Модерна, заключает в себе своё теоретическое ядро – русскую философию в качестве светской формы национально-исторического самосознания...
Для автора существуют по меньшей мере два типа актуализации прошлого: один – предполагает как бы насильственное и произвольное его воскрешение, исходя из второстепенных и несущественных интересов современности; другой – властный императив текущей ситуации времени, вдруг резко усиливающий отдельный голос самого этого прошлого, до поры не расслышанный современниками.
Теги: Духовность
Автор: Алексей БОЛДЫРЕВКомментарии (20) 05.09.2013
... Историческая наука есть живое общение и понимание человека, в том числе человека иной среды и эпохи...
В научно-историческом аспекте личность есть конкретный раскрывающийся в общении творческий человек. Личность в данном понимании есть преимущественный интерес только одной науки – исторической. Прочие гуманитарные науки изучают человека и его отдельные аспекты как некую теоретическую категорию, человека в принципе; в то время как историческая наука занята живым человеком в его непосредственном личном качестве, в конкретном обществе, в конкретной исторической среде. Именно в силу этого соображения принцип историзма есть базовый гуманитарный принцип. Именно поэтому у исторической науки нет и не может быть «отмычек» к человеку – специфических методик, позволяющих «встроить» человека в математическую формулу, произвести над ним эксперимент. Историческая наука есть живое общение и понимание человека, в том числе человека иной среды и эпохи.
Теги: Социальное
Автор: Федор ГАЙДАКомментарии (0) 25.08.2013
... Накладывая духовный кризис на определенный исторический период, неправильно рассматривать предшествующие эпохи как «золотой век» или как время, соответствующее некоей духовной норме...
Последствия духовного кризиса в России, который часто связывают с событиями 1917 г., с точки зрения автора, не преодолены до сих пор. В этом смысле попытки разобраться в корнях данного явления важны не только для специалистов-историков, но и для всего общества как своего рода психотерапия. Все высказанное он предлагает считать считать лишь предварительными размышлениями о духовном кризисе, однако эта тема заслуживает как широкого общественного обсуждения, так и крупных научных исследований.
Теги: Духовность
Автор: Глеб ЗАПАЛЬСКИЙКомментарии (14) 29.07.2013
... имеющиеся в тексте «Слова» языческие и христианские элементы нельзя поставить во взаимнооднозначное соответствие...
В исследовательской литературе подсчитывается количество элементов язычества и количество элементов христианства в тексте «Слова», что само по себе очень важно и интересно. Но что это дает для решения вопроса о мировоззрении автора поэмы? Если количество элементов (хотя бы приблизительно) равное, то следует ли отсюда вывод о двоеверии? Если количество элементов одного мировоззрения превышает (насколько??!) количество элементов другого мировоззрения, то следует ли отсюда вывод в пользу этого (количественно) внешне доминирующего мировоззрения? На эти и многие другие вопросы автор дает ответы на основание собственного толкование литературного памятника.
Теги: Литературоведение, Древняя Русь
Автор: Григорий СУДЬИНКомментарии (1) 15.07.2013
... благодаря своей мифичности всеобщая стачка свободна от того, чтобы быть правдой. Даже если всеобщей стачки не существует, она должна быть выдумана...
В 2013 году в издательстве «Фаланстер» была опубликована центральная работа Жоржа Сореля – «Размышления о насилии». С точки зрения автора выход в свет книги не породил той дискуссии, которой она достойна. Достаточно очертить круг вопросов, поднятых автором в «Размышлениях», – легитимность применения государством силы, возможность революционного насилия, создание мифов консолидирующих противоборствующие группы населения и т.д. – и мы поймем, полагает автор, насколько язык Сореля подходит для описания современной России. И речь здесь идет не только и не столько о формировании исторической оценки событий советской эпохи и актуализации отельных ее мифов , сколько о сегодняшней социально-политической ситуации.
Теги: Социальное
Автор: Александр СУРКОВКомментарии (16) 07.07.2013
... Если под «духовным кризисом» понимается именно кризис духа, то такой кризис – индивидуален и мистичен, он не может охватывать статистически значимые общности,,,
Вопросы причин, рамок, элементов, особенностей, перспектив духовного (или религиозного) кризиса еще ждут своего прояснения. Почему в середине XIX в. именно писатели стали властителями дум в России? Может быть, потому что ранее это место было свободно? Был ли «духовный кризис» причиной катастрофических событий в России в ХХ в.? Почему именно в России они стали столь тяжелыми?
Теги: Духовность
Автор: Федор ГАЙДАКомментарии (0) 28.06.2013
... человек с искаженным образом себя столкнется с большими сложностями в социальной адаптации. Человек с крайне обеднённым образом себя будет вообще к ней неспособен ...
Образ страны есть важная структурная часть субъективной картины мира точно так же, как образ себя есть важная структурная часть самосознания человека. Поэтому большую озабоченность автора вызывает ситуация, в которой при наличии обширного историко-культурного наследства образ России (в первую очередь в сознании наших соотечественников) оказывается обедненным. Без положительного образа России, положительного отношения к ней формирование патриотизма не представляется возможным.
Теги: Этнософия
Автор: Ольга РОДИОНОВАКомментарии (1) 25.06.2013
... Если посмотреть на имяславие, как явление, событие жизни, то это скорее три явления, на каждое из которых можно смотреть по отдельности...
В 2013 году в Московском Доме фотографии (на Остоженке) состоялась выставка изобразительных материалов, связанных с отцом Павлом Флоренским. В частности, на ней впервые были представлены его рисунки-иллюстрации к лекциям по античной философии, читанным в МДА в 1908 г. Эти рисунки дают визуальное представление о фундаментальных актах познания в философии и именования в языке и о роли бесконечности в таких актах. Для автора эти рисунки весьма значимы, поскольку уже много лет он развивает представление, что бесконечность является неотъемлемым свойством акта познания, равно как и сходных действий в языке.
Теги: Имяславие, Философия имени
Автор: Алексей ПАРШИНКомментарии (10) 21.06.2013
… Если суждения двух собеседников в описании Сатина перевернуть, , то мемуар Сатина может быть использован в биографии поэта…
По воспоминаниям Н.М. Сатина (1814-1873) в 1837 г. у него на квартире в Пятигорске произошло знакомство М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского. Воспоминания Сатина, воспроизводящие сцену философского спора между Лермонтовым и Белинским, по мнению Н. Бродского, «явно недостоверны». Диаметрально противоположным образом отнесся к воспоминаниям Сатина Ю. Оксман и вступил в жесткую полемику с Бродским. Автор, используя все доступные ему данные, проводит свое расследование.
Теги: Просвещение
Автор: Григорий СУДЬИНКомментарии (15) 23.05.2013
Среди какого народа и в какой среде наметил для себя миссию Новосёлов? - задаются вопросом авторы Через 900 лет после крещения Руси снова потребовалась проповедь христианства среди русского народа, главным образом, в среде русской интеллигентной молодежи. Этой миссией и занимался Новосёлов, издавая свою «Религиозно-философскую библиотеку». Именно молодежи он предлагает путь духовного опыта как путь к познанию Бога, путь к ощущению тайн Божиих. Душевное ведение – умственное, рассудочное – не ведёт к Богопознанию.
Теги: Теология
Автор: Сергей ПОЛОВИНКИН, Евгений ПОЛИЩУККомментарии (22) 05.05.2013
... от образования данной кафедры, собственно, начинается институциональная история русской философии как самостоятельной дисциплины, впервые ставшей в нашей стране отдельным предметом университетского преподавания...
Статья посвящена 70-летию создания первой в России кафедры истории русской философии, основанной 15 мая 1943 г. Автором проанализированы основные этапы развития кафедры: с 1943 по 1955; с 1955 по 1992 (когда кафедра носила название кафедры истории философии народов СССР); с 1992 по настоящее время. Развитие кафедры рассматривается в контексте истории философской мысли советского и постсоветского периодов, показаны основные проблемы истории русской философии как научной дисциплины.
Теги: Кафедра, Философия народов СССР, Русская философия
Автор: Михаил МАСЛИНКомментарии (1) 26.04.2013
... в дискурсе усиливающихся тенденций консерватизма и традиционализма одним из ключевых пунктов, несомненно, является идея материнства...
Автор усматривает основания для опасения, что впереди нас ожидают новые, более радикальные формы патриархатного сексизма. И если не оказывать ему сопротивления уже сегодня - не только на уровне поведения взрослых мужчин, но также и на уровне воспитания ребёнка, а точнее, на уровне форм самоидентификации и самореализации его матери. Поэтому единственным выходом из этой ситуации представляется даже не столько сдерживание активного мужского сексизма в практике социальных институтов и коммуникации – с ним едва ли возможно справиться в сколько-нибудь значительной степени – сколько, прежде всего, освобождение сознания женщины от жёсткой гендерной детерминации и от идеи сведения собственной онтологии к детородным функциям.
Теги: Феминология
Автор: Мария РАХМАНИНОВАКомментарии (1) 17.04.2013
... у исторической науки нет и не может быть «отмычек» к человеку – специфических методик, позволяющих «встроить» человека в математическую формулу, произвести над ним эксперимент...
Личность в понимании автора есть преимущественный интерес только одной науки – исторической. Прочие гуманитарные науки изучают человека и его отдельные аспекты как некую теоретическую категорию, человека в принципе; в то время как историческая наука занята живым человеком в его непосредственном личном качестве, в конкретном обществе, в конкретной исторической среде. Именно в силу этого соображения принцип историзма есть базовый гуманитарный принцип.
Теги: Личность
Автор: Федор ГАЙДАКомментарии (0) 11.04.2013