Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 2
Старообрядцы и развитие капитализма в России. Честность и индивидуализм
Про староверов и капитализм скажу вот что. Как я сказал, модернизационный потенциал староверы у себя там копили-копили, и в каком-то смысле именно у них он реализовался. Там Керов по этому поводу выстраивает некую концепцию: за счет эмансипации индивидуального, то есть личность эмансипируется от общины. У староверов это было. За счет рационализации веры: ну, религия – это всегда то, что ты понимаешь и можешь объяснить. За счет высокой внутренней солидарности малой групп, угрожаемой со всех сторон, которой нужно каким-то образом друг за друга держаться. И за счет актуализации таких понятий – или даже не за счет актуализации, ну, актуализация тоже, но за счет фундаментальности в старообрядческой среде – как личная честность и личная ответственность.
Почему в целом в русском, мы говорим, что у нас честность не очень высокие позиции занимает? Потому что эта честность делегирована некоей общности: я лично могу быть нечестен, а вот все вместе мы как бы в целом, арифметически будем какими-то такими более или менее честными, потому что не мы должны быть честными, а кто-то наверху. А он все равно нечестный – и вся эта система валится. А старообрядцы считали, что все это начинается с каждого, с себя, что я лично должен быть честен настолько, что если, скажем, один человек положил кошелек с деньгами на улице, то он должен лежать до тех пор, пока человек за ним не вернется. Если я нахожусь дома, я не закрываю дверь, потому что так было в старообрядчестве. Это не только в старообрядчестве, такие элементы вообще были характерны для архаического быта, но, тем не менее. И у старообрядцев было культивирование вот этой принципиальной честности, ответственности, взаимовыручки и – главное – очень высокой восприимчивости к различным модернизационным таким новинкам: технологии, новым формам социальных отношений, социально ориентированной политике.
Например, достаточно вспомнить, что старообрядцы были первыми, кто стал строить, например, больницы для рабочих – ну, в Орехов-Зуево Морозовская больница, и так далее. Например, старообрядцы были первыми, кто начал субсидировать исследования космоса, до Циолковского. Это Кучинская лаборатория исследований пространства, которую Рябушинские финансировали. Они поняли, что спорт как таковой – это неплохо. И первую футбольную команду в России субсидировали старообрядцы. Это Морозовы. До сих пор на Рогожское кладбище, к этому памятнику приходит футбольная команда, в полном составе, которая приносит цветы, потому что самая идея, что спорт – это хорошо, для русского человека была не очевидна. Это вот именно вот эта чувствительность к модернизации. Специально старообрядческие предприниматели ездили на Запад, новейшие станки использовали, потому что они понимали, что они должны вырываться вперед за счет вот этой чувствительности к модернизации. Условно говоря, старообрядец должен был в техническом плане бежать впереди всех, а в плане личного благочестия должен был твердо стоять сзади, держать тыл – вот эту религиозную, церковную старину. Это за счет вот этого сочетания крайней фундаментальности в бытовых и религиозных вопросах и очень высокой модернизованности в отношении производства, культуры быта и так далее, социальных отношений это было то, что в большой степени объясняло успех вот этого всего.