Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 2

Конспект лекции

2 3 4 5 6

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 2

Старообрядцы и развитие капитализма в России. Честность и индивидуализм

Про староверов и капитализм скажу вот что. Как я сказал, модернизационный потенциал староверы у себя там копили-копили, и в каком-то смысле именно у них он реализовался. Там Керов по этому поводу выстраивает некую концепцию: за счет эмансипации индивидуального, то есть личность эмансипируется от общины. У староверов это было. За счет рационализации веры: ну, религия – это всегда то, что ты понимаешь и можешь объяснить. За счет высокой внутренней солидарности малой групп, угрожаемой со всех сторон, которой нужно каким-то образом друг за друга держаться. И за счет актуализации таких понятий – или даже не за счет актуализации, ну, актуализация тоже, но за счет фундаментальности в старообрядческой среде – как личная честность и личная ответственность. 
Почему в целом в русском, мы говорим, что у нас честность не очень высокие позиции занимает? Потому что эта честность делегирована некоей общности: я лично могу быть нечестен, а вот все вместе мы как бы в целом, арифметически будем какими-то такими более или менее честными, потому что не мы должны быть честными, а кто-то наверху. А он все равно нечестный – и вся эта система валится. А старообрядцы считали, что все это начинается с каждого, с себя, что я лично должен быть честен настолько, что если, скажем, один человек положил кошелек с деньгами на улице, то он должен лежать до тех пор, пока человек за ним не вернется. Если я нахожусь дома, я не закрываю дверь, потому что так было в старообрядчестве. Это не только в старообрядчестве, такие элементы вообще были характерны для архаического быта, но, тем не менее. И у старообрядцев было культивирование вот этой принципиальной честности, ответственности, взаимовыручки и – главное – очень высокой восприимчивости к различным модернизационным таким новинкам: технологии, новым формам социальных отношений, социально ориентированной политике. 
Например, достаточно вспомнить, что старообрядцы были первыми, кто стал строить, например, больницы для рабочих – ну, в Орехов-Зуево Морозовская больница, и так далее. Например, старообрядцы были первыми, кто начал субсидировать исследования космоса, до Циолковского. Это Кучинская лаборатория исследований пространства, которую Рябушинские финансировали. Они поняли, что спорт как таковой – это неплохо. И первую футбольную команду в России субсидировали старообрядцы. Это Морозовы. До сих пор на Рогожское кладбище, к этому памятнику приходит футбольная команда, в полном составе, которая приносит цветы, потому что самая идея, что спорт – это хорошо, для русского человека была не очевидна. Это вот именно вот эта чувствительность к модернизации. Специально старообрядческие предприниматели ездили на Запад, новейшие станки использовали, потому что они понимали, что они должны вырываться вперед за счет вот этой чувствительности к модернизации. Условно говоря, старообрядец должен был в техническом плане бежать впереди всех, а в плане личного благочестия должен был твердо стоять сзади, держать тыл – вот эту религиозную, церковную старину. Это за счет вот этого сочетания крайней фундаментальности в бытовых и религиозных вопросах и очень высокой модернизованности в отношении производства, культуры быта и так далее, социальных отношений это было то, что в большой степени объясняло успех вот этого всего.

2 3 4 5 6
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"