Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 2
Старообрядцы в сталинское время
Новообрядцы, как таковые, не представляли собой какой-то компактной группы, они были рассеяны там и сям. Многие люди в той или иной степени, по крайней мере, в ритуальном смысле, относились к этому сообществу – новообрядческой церкви. Старообрядцы были гораздо более компактны, и выбить их было проще. Просто сейчас идет много исследований по поводу репрессий, и там видно было, что НКВДэшникам там не нужно было… Они приходили в церковь и говорили: «Дайте список вашей общины». Все. Те выдавали. Просто им в голову не приходило, что можно не дать или дать фальшивый список. А дальше они шли и просто всех арестовывали. Старообрядческие села были компактны. Да, всех просто хватали, арестовывали и все. И плюс ко всему старообрядческих епископов было раз в десять меньше, чем епископов новообрядческих, поэтому, естественно, их проще было схватить и практически свести дело…
Если уже в какой-то момент глава РПЦ патриарх Сергий говорил, что у него два епископа: один на Дальнем Востоке, а другой в Москве, то уж у старообрядцев в какой-то момент была ситуация, что все епископы сидели. Там было месяца два, что все епископы сидели в лагерях. Одного только посадили, а другой только через два месяца вышел. Но, конечно, сталинская эпоха… окончательно – я бы не стал так говорить, но нанесла некий роковой удар по этой группе.
Но тут важно следующее, что, конечно, мы понимаем, что в социальном воспроизводстве важны идеи и практики. И если у них есть хотя бы один, два носителя, они могут воспроизводиться. Там, весь вопрос в востребованности.