Проекты > Лекционный зал > Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 1

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 2

Конспект лекции

2 3 4 5 6

Старообрядчество, раскол русского общества и церкви в XVII веке. Часть 2

Возможен ли сегодня диалог между представителями старой и новой церкви?

Понимаете, в чем дело, когда люди говорят о диалоге, они обычно вербализуют и имеют в виду достаточно простую и понятную идею: давайте все помиримся, и всем будет хорошо. И все понимают, что это такой конфликт, в котором есть сторона, которая представляет, скажем, сторону, незаконно обиженную или репрессированную. Но дело в том, что, помимо вот этой обиды, как таковой, которая человеческая, которую можно простить, как, например, Папа Римский попросил прощению у протестантов или у евреев за то, что их как-то притесняли, ну, все понятно – простили. Но значит ли, например, что если Папа Римский попросил прощения у протестантов, что протестанты немедленно объединятся с католиками? Нет. Потому что принципы, которые их разъединяют, настолько фундаментальные – религиозные, бытовые и какие угодно, и политические, и социальные, – что представить какое-то объединение чрезвычайно сложно. 
Со старообрядцами, я думаю, может быть, более представимо, поскольку здесь представители одного и того же народа. Но, как я сказал, поскольку не существует пока, на настоящий момент такой продуктивной формы диалога, в которой бы эти ценности обсуждались бы, и – главное – нет запроса на то, чтобы, скажем, условно говоря, старообрядцы сказали: «Вот давайте возвратимся назад, тогда можно о чем-то говорить». Но никто не понимает, что значит возвратиться назад. Это физически не реализуемо. А новообрядцы примерно говорят следующее: «Давайте все забудем. Мы же все люди, все человеки, все хотим хорошего, все хотим счастья нашему отечеству. Давайте просто забудем старое, помиримся, обнимем друг друга, и вы просто присоединитесь к нам». На что старообрядцы говорят: «Нет, простите, на это мы не согласны». И тогда новообрядцы говорят: «Вот видите, они не хотят». Вы понимаете, что этот диалог еще не начался. Мы просто присутствует при некоторой пристрелке: о чем вообще можно говорить, где те вещи, о которых можно говорить. Но они есть. То, о чем мы говорили, это те самые вещи, которые можно обсуждать. Но чтобы их обсуждать, нужно придумать те формы конвертирования их в современные социальные понятия.
2 3 4 5 6
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"