Сегодня и вчера
Примечание:
Один из семи ларцов-сейфов, предназначенных для хранения древнейших и наиболее важных государственных актов, договорных грамот, царских писем и других документов. Ларцы выполнены по проектам Ф.Г.Солнцева в 1852-1858 гг. для Государственного древлехранилища хартий, рукописей и печатей, созданного в 1851 г. в качестве отделения Оружейной палаты для хранения «актов истинно государственных». Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892), живописец и археолог. Занимался исследованием и зарисовкой памятников старины в различных городах России (Новгороде, Рязани, Торжке и др.). В Москве работал в Оружейной палате, Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах, занимался восстановлением древних царских теремов в Кремле, участвовал в строительстве Большого Кремлевского Дворца. С 1843 г. работал в Киево-Печерской лавре и на восстановлении Софийского Собора в Киеве.
Соборная грамота духовенства православной восточной церкви, утверждающая сан царя за Великим Князем Иоанном IV Васильевичем, 1561 года. — М., 1850.С.1. Хотя иностранные Государи в грамотах своих очень часто давали Русским Великим Князьям титул Царя, хотя Иоанн III, во внешних сношениях своих с Европейскими Государями и с Азиатскими Владетелями именовал уже себя Царем и венчал на Царство внука своего Димитрия; однако Государи Русские постоянно начали именоваться Царями в актах и внешних и внутренних только с того времени, как Православная наша Церковь, в лице всего собора Русского духовенства и первосвятителя своего , Митрополита Макария, благословила на Царство Великого Князя Иоанна IV Васильевича. По свидетельству отечественных источников, Иоанн, достигнув 17-летнего возраста, пожелал венчаться на Царство. Для этого он совещался с Митрополитом Макарием, который и одобрил его намерение. Торжественное венчание происходило в Московском Успенском соборе 16-го Генваря 1547 года. Летописец говорит при этом, что Иоанн IV был венчан на Царство «преосвященным Макарием Митрополитом всеа Русии и Архиепископы и Епископы и Архимандриты и всем освященным собором Русския Митрополии прародителя его венчанием Царя и Великого Князя Владимера Мономаха животворящим крестом и Царским венцемь и диадимою, еже древле тем животворящим крестомь и Царскимь венцемь и диадимою венчан бысть на Царство Русское прародитель его Князь Великий Владимер, наречен ее Царской порфире Мономах, от святейшаго Митрополита Ефесскаго кир Неофита, по благословению Патриарха Цареградскаго и по молению Греческаго Царя Константина Мономаха». По совершении обряда венчания , Митрополит здравствовал Царя: «Божиею милостию, радуйся и здравствуй, Царю Иване, всеа Русии Самодержец, на многа лета. И поклонися Царю Митрополит, и потом Архиепископы и Епископы, и весь собор поклонишася и здравствоваша Великого Царя; и боляре здравствоваша Великого Самодержца». Так принял Иоанн Васильевич торжественное благословение на Царство от освященного собора Русской Церкви. Но, благоговея пред всегдашним духовным единением нашим с Православною Греко-Восточною Церковью и помня примеры прежних Русских Князей, которые, приняв Христианскую веру от Греческой Церкви и утвердив ее в своем отечестве , издревле привыкли обращаться во всех важных государственных и церковных делах к Патриарху Цареградскому, Царь отправил посольство к тогдашнему Патриарху Иоасафу, испрашивая благословения на свое Царское достоинство и от Православной Церкви Восточной. Патриарх созвал духовный собор, чтобы предложить ему о желании Русскаго Государя. На его призыв явились Митрополиты Кесарийский и Кападокийский Макарий, Анкирский Герасим, Ираклийский Кирилл, Ефесский Лука, Никейский Кирилл, Филадельфийский Гавриил, Селунский Феона, Адрианопольский Арсений , Евгрипский и Кизицкий Иоасаф, Писидийский Веньямин, Иконийский Василий, Никомидийский Дионисий, Халкидонский Евфимий, Амасийский Геннадий, Видинский Неофит, Прузский Григорий, Гануский Феофан, Святыя горы Давид, Зихненский Каллист, Монемвасийский Иеремия, Христианопольский Мартирий, Афинский Каллист, Коринфский Софроний, Фивейский Иоасаф, Ларисский Неофит , Неопатрский Максим, Наупактский и Артакский Гавриил, Палеопатрский Герман, Филипопольский Арсений, Демониский Дорофей, Анхиольский Акакий , Терновский Иоаким , и Епископы : Кипрский Дамаскин, Сербский Макарий, Полианский Евпл, Алассонский Иоасаф. Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою Царем законно и церковно, по свидетельству самого собора. Грамота эта, за подписью всех Святителей, присутствовавших на соборе, изготовлена в 1561 году. Побудительной причиной, по которой собор и Патриарх благословляют Иоанна Васильевича на Царство, в грамоте приведены не только доблести его и заботы о Церкви, но также его Царское происхождение от Греческой Царевны Анны, сестры Византийского Императора Василия, и Царское венчание одного из предков Иоанна, Великого Князя Владимира, Митрополитом Ефесским и Патриархом Антиохийским, которые были нарочно для того отправлены Императором Византийским Константином Мономахом. |
Наконец, мы увидели белеющиеся здания Алеппа
В этой истории не знаешь, что хуже: поведение ли Давида, или Святополка, или киевлян.
История первого энциклопедического лексикона в России.
Электрический телеграф для частных взаимных сообщений
Кроме греха, где найдешь добродетель?
«Как буйственники и удальцы состоятельными людьми стали быть»
Действуй без усилий, которые, кроме славы, не приносят никакой пользы
Серебряные трубы за Эюр, Хинган и Цицикар !
Раскроем летописи от времен Ярослава: идет ли в них речь об уделах? Нисколько: все князья суть члены одного рода, вся Русь составляет нераздельную родовую собственность
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь
|