Сегодня и вчера
Лызлов В. История земли варяжской Руси и борьбы русского народа с латинской пропагандою в пределах ее. — Вильна, 1886. — C. 19.
С общим единодушием Латыш принимает возвращение Русификации, отказавшись и от Немецкой культуры, и от Польских привилегий и свобод, разрушавших его исторически быт и национальность: а почему вся Рыцарская мистификация и Полонизация оказываются пустым вымыслом, чуждым в быте нашей страны. Для падавшей пропаганды было чувствительно не столько оружие Русских вождей, сколько их административные меры, которыми они воскрешали в нашей стране основы древней Русской культуры. С затаенною радостью страна встречала вступление в нее Иоанна Грозного, приветствуя его как Исполина, как давно желанного своего Освободителя. В то время, как Немецкие хроникеры не сумеют приискать слов, чтобы очернить без всякой причины и повода незабвенную память нашего Великого Государя, народ нашей страны слагает дивные легенды о Нем, окружая имя Его ореолом величия, приписывая ему исполинские подвиги. Воспоминание о Нем в народе граничит с благоговением к Его личности. В то время как в течение почти 4-х векового своего у нас существования, ни один из рыцарей не оставил в народе воспоминания не только о своих подвигах, но даже ни об одном своем рыцарском имени, этот же народ хранит воспоминание едва ли не о каждом месте битвы Иоанна Грозного, так что, по истечении четырех веков, можно безошибочно восстановить, по памяти народа, путь Грозного Царя по нашей стране. В своем представлении об Его могуществе, народ придает Иоанну Грозному сверхъестественные подвиги, указывая на горы, как на остатки его батарей, как на осадные подготовления для приступов к замкам, например при Люцине, Ашерадене, Кокеносе и т. д. — По понятиям народа оказывается, что, такие работы никому не посильны, но для Грозного, который мог бы передвинуть горы на горы, чтобы освободить из плена свой народ, которому он предан и любит его беззаветно. Освобождение своей страны от рыцарства народ приписывает Иоанну Грозному, и в доказательство своего убеждения, указывает на один из источников нашей страны, называемый в народе Царским Ключом, потому что Государь, вступая в пашу страну, по обеде своем при этом ключе, бросил в него при всех боярах свой царский перстень, в знак обручения своего с судьбою страны. От царских ключей предание переносит своего Героя к берегам Синего озера, где памятником Его пребывания указывает на плотину, идущую от церкви к озеру, и на курган Выдру. От Синего озера, по преданию, Государь подступил к Люцину, у которого парод указывает на холм Ершовку и батареи Иоанна Грозного, для сооружения которых необходимы были массы народа и многие годы, тогда как Иоанн Грозный вступил в Ливонию только во главе 20-ти т. войска, с которым он осаждал каждый замок не более двух, трех дней. По сдаче неприступного Люцина, Государь взял Режицу, Динабург и потом направился к Кокенгаузену… |
И государь скомандовал «В Бобруйск!»
Тому, кто доставит живым шведского короля, было обещано шесть дукатов, а в доказательство требовалось предъявить королевский камзол.
Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов. Вспомним матушку Царицу, вспомним, век ее каков!
С вами должны быть всегда смерть и победа!
Многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский…
Не слушать отбоя, его не будет, пока неприятель совсем не истребится!
В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все.
Булавин, видя, что казаки сами готовы схватить и выдать его, решился предупредить ожидавшую его казнь, и убил себя выстрелом из пистолета
Губернатору Иркутскому предписать, чтобы он отвел под поселение места между Байкала, реки Верхней Ангары, Нерчинска и Кяхты, избирая места самые плодороднейшие
Д.А. Столыпин: Я постарался узнать причину этой общей бедности
|