Сегодня и вчера
Битва у Чатема (рейд на Медуэй 9 – 14 июня 1667)
Произведение искусства «Битва у Чатема (рейд на Медуэй 9 – 14 июня 1667)» Автор:
Ван дер Стоп Виллем (нидерл. Willem van der Stoop)


Размер:
142 x 236 см.
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1668 (?)
Местонахождение:
Замок Скоклостер, Швеция
Смотреть полностью
Примечание:
Эскадра де Рюйтера на Медуэе. В центре - захваченный корабль «Ройял Чарлз», на котором одновременно развеваются английские и голландский флаг. Справа видны горящие у берега английские суда, слева - башня замка Апнор.

Чтобы не дать врагу подойти к Чатэмским докам, британское командование приказало срочно затопить в Мидуэе семь кораблей и перегородить реку цепью. Возле этого заграждения заняли позиции несколько фрегатов и линкоров. 22 июня состоялось сражение, в ходе которого голландцы без потерь прорвали заслон. Цепь и затопленные суда их не остановили, а пытавшиеся оказать сопротивление корабли были сожжены брандерами, либо взяты на абордаж и захвачены

Англичанам чатэмский рейд обошелся в более чем 40 потеряннных судов, в том числе два десятка линкоров. Голландцы же лишились только нескольких брандеров, зато получили два мощных линкора. "Ройял Чарлз" они использовали в качестве представительского судна, проводя на нем торжественные приемы, а затем, отправили корабль на слом, но его кормовое украшение до сих пор выставлено в военном музее Амстердама.

Экспедиция в Темзу была проведена с блестящим успехом, все английские корабли, арсеналы и запасы были уничтожены.



1667 год. 9 (19) – 14 (24) июня. Рейд на Медуэй.
Крайне дерзкое и весьма успешное нападение голландского десанта на английские военные корабли, стоявшие на верфях Чатема, с целью их уничтожения. Рейд, ставший для англичан одним из самых позорных событий в истории их флота, нанес серьезные потери (15 кораблей сожжено и захвачено) и ускорил окончание Второй англо-голландской войны.


Штенцель А. История войн на море. — М.: Изографус, ЭКСМО-Пресс. 2002.:

Де-Витт обещал французскому королю предпринять решительное нападение на английское побережье; ему было известно, сколь мало Англия была к этому подготовлена. Крейсерская и каперская война продолжались обеими сторонами всю зиму, причем неоднократно имели место сражения, как в отечественных водах, так и в обоих Индиях. В Англии дошли до того, что решили весной разоружить большинство самых больших судов; думали лишь об укреплении гаваней и Темзы. Разоруженные суда втаскивали, насколько возможно, вверх по течению и защищали бонами. Король и герцог принимали личное участие в руководстве работами, но несмотря на это они подвигались очень плохо и небрежно, не было должного контроля.

Надо упомянуть еще об одном предприятии голландцев: лейтенант-адмирал ван Гент предпринял в апреле экспедицию в Лейт, которая прошла довольно безрезультатно. Когда в мае снова наступили холода, пришлось почти совсем отказаться от этого предприятия. Но тут де-Витт начал проявлять большую энергию: де Рюйтеру было приказано подняться вверх по Темзе, разрушить там все суда, склады, верфи и нанести, по своему усмотрению, неприятелю наивозможно больший вред. 13 июня он вышел в море, через 2 дня был у Темзы, а 17 июня вошел в нее.

Бесконечные интриги и ссоры между людьми, стоящими во главе отдельных провинций в Нидерландах и вечные партийные раздоры, а также сильно распространившееся желание прекратить войну следует признать главными причинами того, что вместо ожидавшихся, согласно грандиозному плану, 88 линейных кораблей, 12 фрегатов, 24 брандеров, 18 резервных судов со всем необходимым количеством вспомогательных и транспортных судов де Рюйтер имел под своим начальством лишь 64 корабля, 20 мелких судов и 15 брандеров. Хотя это количество судов и представляло из себя внушительную силу, в особенности по сравнению с плохо подготовленными англичанами, но все же для поставленной задачи она была недостаточна. В этом году с де Рюйтером пошел лишь один депутат Генеральных Штатов, бесстрашный Корнелиус де-Витт, брат главы правительства.

Экспедиция в Темзу была проведена с блестящим успехом с 19 по 23 июня; особенно удачны были действия у Ширнесса, где все английские корабли, арсеналы и запасы были уничтожены. Зарево было видно в Лондоне. Из-за неблагоприятного ветра голландцам не удалось уничтожить 30 военных и коммерческих судов, стоящих у Грэйвсэнда. Большие затруднения представляло форсирование цепного заграждения, которое все же удалось голландцам. Де Рюйтер, Корнелиус де-Витт и много других адмиралов принимали лично участие в этих разнообразных экспедициях, сражениях на шлюпках и мелких судах, и им следует приписать большую долю успеха. Монк с войсками вышел из Лондона; в столице царила паника, многие начали спасаться бегством. Монку оставалось еще сделать массу распоряжений для защиты страны, выполнявшихся небрежно и наспех, например, затопление судов и т. п. Англичане понесли громадные потери в людях. 24 июня де Рюйтер был уже вне Темзы.




Де Рюйтер еще раз доказал свои высокие нравственные качества, запретив убивать мирных граждан и захватывать их имущество. Голландцы высказывали к этому большое желание, так как в прошлом году англичане, во время экспедиции к голландским берегам, разрушили до основания все близлежащие рыбацкие селения.

Последовала блокада Лондона и Темзы, проведенная 80 кораблями де Рюйтера; цены в Лондоне повысились до небывалых размеров. Чтобы произвести еще более сильное давление на Англию, де Рюйтеру было приказано еще раз подняться вверх по Темзе. В начале июля он дошел до Грэйвсэнда; операция против Гарвича, однако, совершенно не удалась, хотя там уже успели высадить десант в 2000 человек. На Темзе в августе произошел еще ряд стычек, в которых чаще всего брандеры действовали против брандеров; англичане потеряли при этом дюжину, голландцы — половину этих судов. Обратный выход голландцев из Темзы может считаться образцом военно-морского искусства.

Де Рюйтер тем временем беспокоил частью своего флота западные острова Ла-Манша и острова Сцилли. Хотя мир был заключен 21 июля в Бреде и его ратификация последовала через пять недель и война в отечественных водах должна была продолжаться лишь до 5 сентября, де Рюйтер получил приказание крейсеровать до конца апреля перед устьем Ла-Манша. Сильная заболеваемость и свежая погода заставили его флот уже 10 октября вернуться в отечественные воды.

Итак, после долгих переговоров мир в Бреде был заключен 21 июля 1667 года.

Несмотря на успехи последних лет, Голландии пришлось заключить мир на невыгодных для нее условиях: она потеряла некоторые колонии, должна была снова обязаться первой производить салют английскому флагу, приспускать свой флаг перед английским и спускать марсели.

История повторяется:

В ходе рейда на Медуэй в 1667 г. отличился капитан Ян ван Бракель, чей корабль прорвал боновое заграждение англичан. В 20-м веке в честь лихого капитана был назван минный заградитель голландского флота. Во время 2-ой Мировой войны после капитуляции Голландии этот корабль продолжал воевать с немцами, но уже в составе английского флота.


Ян ван Бракель (нидерл. Jan van Brakel) 1638 —1690).


14 декабря 1941 года голландский минный заградитель «Ян ван Бракель», который сопровождал один из английских конвоев на восточном побережье, случайно налетел на боновое заграждение шлюза, закрывавшее вход на рейд Медуэя (шлюз служил защитой от наводнений). Командир заградителя отправил на британскую базу радиограмму: «Ян ван Бракель» протаранил боновые заграждения у Медуэя».

Ответ пришел незамедлительно: «Что, опять???»




Голос Государя сначала дрожал, но скоро он овладел собою и окончил свое короткое приветствие вполне отчетливо с надлежащей интонацией
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.
С утешением засыпал положивший жизнь свою, и уязвленный гордился своими ранами



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"