Историческая иллюстрация
Старое и молодое
Русская историческая живопись. . «Старое и молодое». Автор: Ярошенко Николай Александрович. 90 x 100 см. Холст, масло. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Идеализаторы народа умолкают, чувствуя, что нет аудитории, сочувствие которой поддерживало бы их повышенное настроение


Эпоха, нами переживаемая и начинающаяся с восьмидесятых годов, еще не завершилась, и потому намечены могут быть только ее общие контуры. Никогда противодействие духу эпохи великих реформ не было так сильно, как в 80-х годах. Этому содействовало то обстоятельство, что численно вырос тот малокультурный слой общества, который Салтыков назвал «улицей». Отсюда небывалый успех мелкой и шовинистической прессы. В слоях культурных русский идеализм направляется на новый путь. Огромный успех имеет толстовское учение о непротивлении злу насилием. Утилитаризм и материализм еще больше, чем в 70-х годах, теряет приверженцев; на первый план, под влиянием Л. Толстого, выступает интерес к вопросам философски-религиозного характера. Появляется новая форма превращения в мужиков, без всякой протестующей подкладки. «Опрощиваются» теперь не с тем, чтобы влиять на народ, а для того, чтобы отряхнуть с собственных ног пыль цивилизации и зажить жизнью первобытной близости к природе. В литературе исчезает прежняя прямолинейность; партийные оттенки прогрессивного лагеря сглаживаются. Добровольно исчезают главные органы прежнего радикализма - «Отечественные Записки» и «Дело». Из писателей, выступивших в 70-х годах, идеализаторы народа умолкают, чувствуя, что нет аудитории, сочувствие которой поддерживало бы их повышенное настроение. Появляющийся на литературном поприще А.П. Чехов чужд восторга и увлечения, но дарование его очень крупно и может многое дать русской литературе. Ослабление общественных стремлений создает почву, на которой опять возникает теория «чистого» искусства. Выразителями этого настроения, кроме отрешающегося от прежнего направления Минского, являются несколько поэтов, получающих известность в 80-х годах. Талантливейший из них - К.М. Фофанов , в почти бессознательном творчестве которого перлы истинной поэзии перемешаны с огромным количеством не имеющих никакой цены рифмованных строк. Изящный судебный оратор и красиво оценивающий литературные явления критик, С.А. Андреевский , выступает с рядом стихотворений и поэм, в которых «красота и меланхолия» объявляется «единственно законной» областью поэзии. Чуждается также жизни князь Д.Н. Цертелев как публицист, примыкающий к «Московским Ведомостям». Интерес к беспечальному искусству создает теперь успех А.Н. Апухтину (умер в 1893 г.), начавшему писать еще в шестидесятых годах, но затем замолкшему. Возобновляют также свою поэтическую деятельность осмеянные в шестидесятых годах К.К. Случевский и П.А. Кусков . Вне связи с общерусской жизнью выступает талантливый поэт еврейства, С.Г. Фруг . В сфере беллетристики 1880-е и 1890-е годы характеризуются появлением ряда писателей не лишенных таланта, чуждых тенденциозности, но не оставляющих в читателе определенного и яркого впечатления. Получает известность ряд женщин-писательниц - Ольга Шапир , М.В. Крестовская , А.С. Шабельская , Мердер (Северин) , Бларамберг (Ардов) , А.А. Виницкая, В.И. Дмитриева , Л.И. Микулич-Веселицкая . Вниманием читающей публики пользуются А.А. Тихонов-Луговой , брат его В.А. Тихонов , князь Голицын (Муравлин), Гарин (Н.Г. Михайловский), П.П. Гнедич , А. Бежецкий , Щеглов-Леонтьев , В.Л. Кин (Дедлов и др.). Особую группу составляют в 80-х и 90-х годах несколько публицистов (из «Русского Вестника», «Русского Обозрения», «Московских Ведомостей» и «Нового Времени»), которые в 70-х годах принимали активное участие в антигосударственной деятельности … Читать далее в издании:

Эпоха разброда и искания новых идеалов (1880-е и 1890-е годы) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXVIII (55). Россия и С — Саварна. —СПб. 1899. Статья «Россия», раздел «Русская литература». С. 648





Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься
Очевидцы рисуют потрясающие картины бедствий, которые претерпевали переселенцы в пути.
Очевидно было, что турки совершенно растерялись и не могли опомниться
И в заключение показал ему картину Страшного Суда.
Круглые корабли адмирала Попова
Три часа длился ожесточенный рукопашный бой, после которого обессиленные большими потерями горцы отступили.
Весьма любопытная карта, на которой, вместе с точным обозначением глубины и мелей, представлены ранги и линии баталии русского и шведского флотов
Победа шведов еще далеко не была решительною.
Выбили неприятеля и, следуя за ним по пятам, заняли Иован-Чифтлик, передовой турецкий лагерь и погнали турок за Лом
Железнодорожные общества, существуя исключительно на счет казны, представляли собою ненормальное явление



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"