Российский архив. Том I

Исторический альманах «Российский Архив» – уникальное многотомное периодическое (два тома в год) издание, продолжающее просветительские традиции знаменитого журнала П. И. Бартенева «Русский Архив», который вплоть до 1917 г. нес образованной российской публике объективное историческое знание, лежащее в основе всякой цивилизованной государственности и важное не столько для настоящего, сколько для будущего.

Главный принцип исторического альманаха – публиковать никогда не печатавшиеся архивные документы по русской истории ХVIII – начала ХХ века полностью и по рукописям, дать профессионалам и любителям отечественной старины именно альманах, то есть занимательную, иллюстрированную, хорошо изданную, постоянно обновляющуюся книгу для семейного чтения, где рядом помещены различные исторические источники – от объемных мемуаров и дневников до частных писем, деловой документации и библиографии. Здесь нет пространных исследовательских статей «с концепциями», есть краткие вступительные заметки, необходимые комментарии и сами тексты. Важен их продуманный подбор, за которым и стоит главная идея издания.

У альманаха появились свои «спутники» – книги воспоминаний, уникальные библиографические, справочные и иллюстрированные издания. В 1998 г. исторический альманах «Российский Архив» и его главный редактор доктор филологических наук Алексей Леонидович Налепин были удостоены Государственной премии Российской Федерации. В 2002-м и 2003 г. книги «Российский Архив» т. 12 и «Записки адмирала П. В. Чичагова» получили Национальную премию «Лучшие книги года» (Учредители премии – Российская государственная библиотека и Русский Биографический институт.

В качестве приложения к альманаху выпущены: прекрасно оформленная книга «Никита Михалков. Фильмографический и библиографический указатель»; повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» с уникальными, находящимися в зарубежной частной коллекции рисунками известного художника Анатолия Зверева; фундаментальный иллюстрированный справочник-энциклопедия «Российский историко-бытовой словарь»; воспоминания известной киноактрисы Инны Макаровой «Благодарение»; вышел уникальный словарь-справочник крупнейшего русского эмигрантского историка Н. Н. Рутыча (Рутченко), содержащий подробные биографии всех русских генералов – участников Белого движения.

Издательство намерено продолжать выпуск книжной серии. В качестве приложения к альманаху «Российский Архив» выпущены в свет три книги мемуаров Д. А. Милютина (1816 – 1912), военного министра, генерала-фельдмаршала, служившего под началом четырех императоров, первого геополитика в России.

В 2001 г. издательство «Российский Архив» подготовило и выпустило сборник документов, связанных с именем Императора Александра III. Основу сборника составляет первый том монографии «Император Александр III. Его жизнь и царствование» историка Сергея Спиридоновича Татищева, подзаголовок тома – «Детство и юность Великого Князя Александра Александровича», время – от рождения Великого Князя 26 февраля 1845 г. до 1864 г., года смерти Наследника Цесаревича Николая Александровича, старшего брата Великого Князя Александра. Том был подготовлен в 1904 г. и получил одобрение Императора Николая II. Историк приступил к работе над вторым томом – о государственной и военной службе Цесаревича, но не успел довести до конца свой труд. В 1906 г. С. С. Татищев скончался.

Дополнением к монографии С. С. Татищева служат материалы, составившие второй, третий и четвертый разделы сборника: «Из дневника Н. П. Литвинова 1861 – 1862 г.», «Полный послужной список Наследника Цесаревича Александра Александровича» (1881 г.), «Каталоги картин, принадлежащих Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу и Цесаревне Марии Федоровне», составивших в дальнейшем основу картинного собрания Русского Музея.

В 2002 г. издательство выпустило «Записки адмирала Павла Васильевича Чичагова – первого по времени морского министра». 800 стр. «Записки» охватывают период с 1726-го по 1800 г. и повествуют о первых экспедициях к Северному полюсу (1764), походах в Средиземное море по случаю войны с Турцией (1768 – 1770), русско-шведской войне (1787 – 1790), морской блокаде революционной Франции, о сложных взаимоотношениях с Павлом I, дается развернутая характеристика правлению Петра I и Екатерины II.

Всего за период с 1990-го по 2006 г. были изданы 14 томов «Российского Архива», а также справочный том с росписью содержания первых десяти томов альманаха.

Оглавление

Слово на заключение мира России с Оттоманскою Портою в 1774 году

Васильев А. Слово на заключение мира России с Оттоманскою Портою в 1774 году / Публ. [и примеч.] Н. Л. Зубовой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 9—12. — [Т.] I.

Церковь Российская, для назидания, указывает вниманию чад своих на величественный памятник отечественного события — Заключение мира с Оттоманскою Портою. Это памятник, потому что напоминает потомству мысли и намерения предков, передаваемыя настоящим торжеством потомкам своим; величественный потому, что нравоучением величественнее подобных памятников других народов. Не говоря о других, торжествовал мир, или лучше сказать прекращение браней, в древния времена знаменитый Рим: въезд в торжественныя врата Рима военачальника украшеннаго лавровым венком, в торжественной колеснице окруженной, в уничижении идущими, пленными знаменитыми вельможами неприятельскими и за ним же торжественное шествие победоноснаго войска; за тем следовали зрелища и бой или травля зверями невольников, жребием войны подпадших плену. Это торжество мира не мир, а семя жестокой войны и кровопролитнейших браней в себе заключало. Оно способом торжествования в начальниках и во всех римлянах возбуждало без разбора справедливых причин жажду войны и кровопролитий для новых торжеств, для гордости, а в противниках их уничижением и жестокостию возрождало чувство оскорбления и ненависти до того, что цари и многие вожди, видя предстоящий плен от римлян, предпочитали самоубийство сему плену.



Искушенная, как злато в горниле, злостраданиями и огорчениями Россия не так торжествует мир, и не то внушает торжеством своим! Вынужденная к войне, нарушением священных прав мира Турциею1, она, принудив врагов, мужеством сынов своих просить мира, не соблазняясь к продолжению войны жалостию о сетующих в неволе единоверных греках2, ни противною христианству верою врагов, возбуждавшею некогда вооружение Европы, поставляет мир, ни мало не уничижая врагов своих, возобновляет все права приязни и дружества с умиренным неприятелем: совершает торжество свое не данию гордости, но смиренным, за прекращение брани и дарование мира, приношением благодарения пред престолом Господним, завещевая сынам и потомкам своим навсегда освящать день сей благодарением Господу. Россия благодарением и заповедию благодарения векам грядущим выражает любовь свою к миру для самаго мира, и как бы гласом исполненным опыта и прозорливости взывает к чадам и потомству: что не разбирая исповедания веры мир и согласие с ближними должно считать необходимою потребностию благоденствия и Божия благоволения для царств и народов. Братие! в знак благодарности, последуя внушению Отечества, размыслим о сем внушении в настоящем слове.



Человек сотворен для общежития, для сего дарованы ему способности, на сей конец дарован ему Творцом дар слова, сей великий и отличительный дар человечества и потому в каком бы состоянии он не был, везде ищет себе подобных. Дикое состояние есть самое жалостное, но и там находим людей, живущих обществами. Даже самыя безсловесныя животныя живут обществами. Напротив человек оставленный от людей независимым, оставленный собственному о себе промышлению вне общества, какия имел бы невыгоды, какую представил бы жалостную картину: вскоре он бы зделался тварию беднейшею безсловесных. Вообразим ужасы смертей повсюду его сопровождающих, вообразим безпрестанные страхи, терзающие его сердце. Опытом дознано, что силы одного человека не довольны доставить покойное состояние, следовательно, он должен быть неминуемою жертвою голода, опасностей и воздушных перемен и верною добычею лютейших зверей. По-видимому самая природа возстает против него.



Но как необходимо общество для человека, тем более мир необходим для самаго общества. Он составляет душу обществ человеческих и состоит в согласном и единодушном, между собою, действии членов одного или многих обществ для общаго и взаимнаго благополучия, а потому, из всех животных существ, особенно необходим для человеческаго общества. Все животных общества руководствуются инстинктом, т. е. врожденным побуждением, производящим единство действий; один только человек одарен свободным умом и волею, но до того различными между собою в одном человеке от другаго, что не возможно найти двух человек, не только душевными свойствами но даже и наружностию телесною совершенно подобных и между собою согласных; от таковаго различия и противоречия способностей происходит различие и противоположность в самых действиях; а противоположность и противоречие действий, без мира, служит не к созиданию но разрушению обществ. Допустим для примера существование не имеющего мира и единства общества, очевидно, что гневный, увлеченный яростию человек лишил бы жизни кроткаго, более яростный и сильный мог бы истребить яростнаго, но менее сильнаго, одному для истребления подобных себе служило бы превосходство сил, другому превосходство ума с помощию оружия дало бы преимущество над силою. Кроткий и слабый, подозревая в другом свирепство, должен бы был удаляться от каждаго человека. Что же бы за сим следовало как не истребление таковаго общества. Почему один только мир своими действиями и средствами уничтожает сии пагубныя противоречия действий человеческих. Для сего действует он убеждениями, прещениями, ободрениями и наказаниями, поставлением начальников, в лице коих сосредоточивались бы действия всего общества, дарованием правил и законов, коими бы руководствовался каждый член общества. От сего возникли города и царства и влечением взаимной пользы составились крепкие между царствами и народами союзы, возродились искусства, науки, торговля и все гражданские добродетели, делающие могущественными и цветущими царства. От союза и согласия даже самыя неодушевленныя тела получают величайшую твердость. Из слабых и тонких вервий составленные канаты останавливают плавание огромных кораблей; крепко соединенные камни, составляя плотины, гавани и башни, удерживают стремление рек, противятся свирепству волн морских и целыя века противятся воздушным переменам: напротив от стремительнаго или усиленнаго противодействия крепкия тела разрушаются и от частаго и сильнаго трения стираются и даже уничтожаются; так корабль в стремительном плавании разбивается о корабль, камень разбивается от ударения и стирается от трения о камень; от трения сухаго дерева о другое такое же происходит огнь оба поядающий: подобно бывает и с царствами — от несогласий и войн истребляются, и от сего же начала раждаются пороки поядающие самыя царства. Так стерлись с лица земли Вавилон, Ассирия и множество других царств. Обратим взоры на исполинское завоевание Македонскаго царя Александра, не самыя ли войны и завоевания были причиною разрушения? Им были соединены во едино царства и народы; но гордость победителей и скрытая ненависть побежденных внутренно разделяли это общество, а страх наружно совокуплял сию разнородность. Прошел страх и рушился союз! За последнею войною при жизни покорителя следовало по смерти его начало многих войн, разрушивших царство до основания. Много погибло царств и народов! Но многие обратясь опять к миру и единодушию и теперь процветают. Такую участь имело и наше отечество от несогласий подпадшее рабству татар, а чрез согласие и единодушие достигшее паки величия и славы. Из сего видно, что мир доставляет благоденствие царств и народов, а следовательно благоденствие каждому человеку; но сим не ограничивается вся его польза. Он даже доставляет людям благоволение Самаго Творца Вселенныя, для уразумения чего обратимся к преданиям небесной мудрости, к книгам священнаго писания.



Почти в начале писания сотворение Богом единаго человека и от его единаго происхождение всего человеческаго рода ясно выражает мысль Творца, чтобы соблюдался мир между всеми земнородными, как имеющими одного отца по плоти, а потому обязанными соблюдать со всеми братство и единство. Потом Господь отказывает в сооружении себе храма Давиду, мужу браней и поразителю гордаго Голиафа, и предоставляет еще не участвовавшему в кровавых битвах сыну его мудрейшему Соломону. Господь прогневляется жертвами возлюбленнаго им Израиля, потому что руки исполнены крове. (Ис. I) Чем ознаменовано наше искупление, сие второе сотворение наше. Любовь низводит Искупителя, и мир также служит целию, даже престание браней сей человеческий мир сопровождал его рождение. Вся жизнь Искупителя была жизнь мира; все учение — учение мира. Он посылая учеников на проповедь заповедует: в онь же аще град или весь внидите входяще в дом целуйте его глаголюще мир дому сему (Мат. 4)3. Оставляя учеников грядый на вольную смерть утешает их миром: Мир, говорит он, оставляю вам, мир даю вам. (Иоа. 14) Миром обрадовал учеников по воскресении своем, ста посреде и рече Мир вам. (Иоа. 20) Мир возвещали всей вселенной по вознесении Господа ученики его; от чего миром начинаются и миром оканчиваются некоторыя послания их: так начинает 2-е Послание Коринфяном Ап. Павел. Благодать вам и мир от Бога отца и оканчивает Бог любви и мира да будет с вами почему Апостол и заповедает Римляном любить мир говоря возлюбим мир и яже к созданию ближняго. (Рим., 14)



Итак Россиане! Видя из примеров, что согласие и мир с ближними составляет благоденствие обществ и царств и низводит благоволение Божие, почему каждый из нас должен стараться о сохранении согласия и единодушия с ближними и отдаляться от всех случаев могущих разрушить согласие; ибо тот не заслуживает даже носить имя человека и члена отечества, который находит свои выгоды в невыгодах собратий своей, таковый силится не к сохранению, но разрушению общества, а разрушая его востает против самаго себя; такой человек есть гнилый член общества и своею гнилостию заражающий другие члены. Возлюбим, братие, мир и тем доставим радость отечеству благоденствием чад веселящемуся; Возлюбим мир и тем доставим радость Монарху, радость отца, о чадах единодушных веселящагося; Возлюбим мир и тем вступим в союз с самим Богом взывающим к нам устами Ап. Павла: Мир имейте и Бог будет с вами. Аминь. (2 Кор. 13)



Мирской священник Алексей Васильев



Примечания



«Слово на заключение мира России с Оттоманскою Портою» представляет собою широко распространенный в России жанр церковной проповеди — духовного поучения, произносимого священнослужителем во время или после совершения литургии.



Данная проповедь была составлена к 64-й годовщине заключения Кючук-Кайнарджийского мира, которым окончилась русско-турецкая война 1768—1774 гг.



Кючук-Кайнарджийский мир получил свое название от находившейся на территории Османской империи болгарской деревни Кучук (Кючук)-Кайнарджа, в которой 10(21) июля 1774 года был подписан «вечный мир» между Россией и Портой. Этот мир обеспечивал безопасность южных границ России отделением от Порты Крымского ханства, давал русским торговым судам право беспрепятственного плавания по Черному морю и через проливы, предоставлял России часть Черноморского побережья с крепостями Керчь, Кинбурн и Еникале, установлением российского протектората над Молдавией и Валахией усиливал русское влияние на Балканах.



Кючук-Кайнарджийский мир отмечался в России со всей помпезностью Екатерининских времен. В 1775 г. в Москве на Ходынском поле архитекторами В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым были выстроены временные праздничные павильоны в псевдоготическом стиле, принесшие Баженову славу, а русской архитектуре — моду на псевдоготику. В Петербурге архитектор Ю. М. Фельтен возвел ансамбль Чесменского дворца (1774—1780), названного в память Чесменского боя 25—26.6.1770 года, в Царском Селе в 1771—1778 годах по проекту архитектора А. Ринальди была воздвигнута Чесменская колонна. Из текста проповеди мы узнаем, что ежегодное воспоминание даты заключения мира было завещано потомству, и завет этот, как видно, чтился, хотя Россия за период с 1774 по 1838 г. еще трижды воевала с Турцией.



Вместе с тем для автора проповеди, священника Алексея Васильева, годовщина Кючук-Кайнарджийского мира — всего лишь повод к обобщенному размышлению над существом мира и войны, над христианскими нормами бытия, над непреложными духовными истинами.



В умении извлечь из давно прошедшего события глубокий нравственный урок — не преходящие ценность и значение проповеди. Подлинники проповеди — черновая и беловая сброшюрованные рукописи на плотной нелинованной бумаге — хранятся в фонде Церковно-богословской литературы (124) ОПИ ГИМ, арх. №№ 28656 (503; 49368) 637.



Расхождения между черновым и беловым вариантами рукописи незначительны, имеют характер редакторской правки. Опущенное на предпоследней странице проповеди окончание слова «ознаменовано» — следствие небрежности переписки — восстановлено по черновику.



В конце беловой рукописи стоит помета с указанием даты просмотра, 10 июля 1838 года, и именем цензора. Помета цензора дает основание предполагать, что проповедь могла быть опубликована, однако этой публикации нам обнаружить не удалось.



Ссылки на соответствующие места Ветхого и Нового Заветов, указанные в скобках, в подлиннике помещены на полях рукописи. При публикации рукописи сохранена орфография подлинника.



1 Война была начата Турцией. Поводом к ее началу послужил отказ России вывести свои войска из Польши.



2 Освобождение Греции от Османского ига едва ли могло быть даже отдаленной целью русско-турецкой войны 1768—1774 гг. В связи с этим упоминание о «единоверных греках» — не что иное, как невольный анахронизм. Объяснить его легко: в 1838 году еще не стала историей живая память о Греческой национально-освободительной революции 1821—1829 гг., вызвавшей глубокие симпатии и сочувствие русского общественного мнения. Греция, вместе с Валахией, Молдавией и Сербией, получила автономию по Адрианопольскому мирному договору 14.9.1829 г., окончившему русско-турецкую войну 1828—1829 гг.



3 Ссылка на Евангелие от Матфея не точна. Цитируется гл. 10, ст. 12.



Публикация Н. Л. ЗУБОВОЙ