Российский архив. Том I

Исторический альманах «Российский Архив» – уникальное многотомное периодическое (два тома в год) издание, продолжающее просветительские традиции знаменитого журнала П. И. Бартенева «Русский Архив», который вплоть до 1917 г. нес образованной российской публике объективное историческое знание, лежащее в основе всякой цивилизованной государственности и важное не столько для настоящего, сколько для будущего.

Главный принцип исторического альманаха – публиковать никогда не печатавшиеся архивные документы по русской истории ХVIII – начала ХХ века полностью и по рукописям, дать профессионалам и любителям отечественной старины именно альманах, то есть занимательную, иллюстрированную, хорошо изданную, постоянно обновляющуюся книгу для семейного чтения, где рядом помещены различные исторические источники – от объемных мемуаров и дневников до частных писем, деловой документации и библиографии. Здесь нет пространных исследовательских статей «с концепциями», есть краткие вступительные заметки, необходимые комментарии и сами тексты. Важен их продуманный подбор, за которым и стоит главная идея издания.

У альманаха появились свои «спутники» – книги воспоминаний, уникальные библиографические, справочные и иллюстрированные издания. В 1998 г. исторический альманах «Российский Архив» и его главный редактор доктор филологических наук Алексей Леонидович Налепин были удостоены Государственной премии Российской Федерации. В 2002-м и 2003 г. книги «Российский Архив» т. 12 и «Записки адмирала П. В. Чичагова» получили Национальную премию «Лучшие книги года» (Учредители премии – Российская государственная библиотека и Русский Биографический институт.

В качестве приложения к альманаху выпущены: прекрасно оформленная книга «Никита Михалков. Фильмографический и библиографический указатель»; повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» с уникальными, находящимися в зарубежной частной коллекции рисунками известного художника Анатолия Зверева; фундаментальный иллюстрированный справочник-энциклопедия «Российский историко-бытовой словарь»; воспоминания известной киноактрисы Инны Макаровой «Благодарение»; вышел уникальный словарь-справочник крупнейшего русского эмигрантского историка Н. Н. Рутыча (Рутченко), содержащий подробные биографии всех русских генералов – участников Белого движения.

Издательство намерено продолжать выпуск книжной серии. В качестве приложения к альманаху «Российский Архив» выпущены в свет три книги мемуаров Д. А. Милютина (1816 – 1912), военного министра, генерала-фельдмаршала, служившего под началом четырех императоров, первого геополитика в России.

В 2001 г. издательство «Российский Архив» подготовило и выпустило сборник документов, связанных с именем Императора Александра III. Основу сборника составляет первый том монографии «Император Александр III. Его жизнь и царствование» историка Сергея Спиридоновича Татищева, подзаголовок тома – «Детство и юность Великого Князя Александра Александровича», время – от рождения Великого Князя 26 февраля 1845 г. до 1864 г., года смерти Наследника Цесаревича Николая Александровича, старшего брата Великого Князя Александра. Том был подготовлен в 1904 г. и получил одобрение Императора Николая II. Историк приступил к работе над вторым томом – о государственной и военной службе Цесаревича, но не успел довести до конца свой труд. В 1906 г. С. С. Татищев скончался.

Дополнением к монографии С. С. Татищева служат материалы, составившие второй, третий и четвертый разделы сборника: «Из дневника Н. П. Литвинова 1861 – 1862 г.», «Полный послужной список Наследника Цесаревича Александра Александровича» (1881 г.), «Каталоги картин, принадлежащих Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу и Цесаревне Марии Федоровне», составивших в дальнейшем основу картинного собрания Русского Музея.

В 2002 г. издательство выпустило «Записки адмирала Павла Васильевича Чичагова – первого по времени морского министра». 800 стр. «Записки» охватывают период с 1726-го по 1800 г. и повествуют о первых экспедициях к Северному полюсу (1764), походах в Средиземное море по случаю войны с Турцией (1768 – 1770), русско-шведской войне (1787 – 1790), морской блокаде революционной Франции, о сложных взаимоотношениях с Павлом I, дается развернутая характеристика правлению Петра I и Екатерины II.

Всего за период с 1990-го по 2006 г. были изданы 14 томов «Российского Архива», а также справочный том с росписью содержания первых десяти томов альманаха.

Оглавление

Письмо В. А. Гиляровского к С. А. Педашенко о памятнике А. С. Пушкину в Москве.

Письмо В. А. Гиляровского о памятнике А. С. Пушкину в Москве / Сообщ. [и вступ. ст.] А. К. Афанасьева // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 102—104. — Из содерж.: Гиляровский В. А. Письмо Педашенко С. А., 1903 г.. — С. 104. — [Т.] I.

В первой четверти XX века в Москве проживал Стефан Алексеевич Педашенко. В адресной и справочной книге «Вся Москва» на 1905 год он значился как торговый агент. В 1913 году, судя по данным того же справочника, Педашенко занимал уже должность помощника заведующего коммерческой частью Правления общества Московско-Казанской железной дороги, имея чин коллежского секретаря. В свободное время этот скромный чиновник увлеченно собирал сведения о памятниках отечественной истории и культуры. Кружок ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года, членом которого являлся Педашенко, издал его книжку «Памятники императору Александру I, а также героям и событиям Отечественной войны 1812 года» (М., 1912). В ней опубликована лишь незначительная часть собранных автором материалов.



Об этом свидетельствуют четыре толстые тетради Педашенко за 1903—1914 годы, хранящиеся ныне в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея. Педашенко передал их в музей в 1926 году вместе со старинными предметами (солнечные часы, медный замочек и др.). Тетради имеют название: «Материалы для «Описания памятников, сооруженных в России в честь славных ее деятелей и в воспоминание важных исторических событий»***. Общий объем составляет около 2 тыс. листов. Здесь собраны данные о русских памятниках, многие из которых не сохранились. Тетради содержат в себе многочисленные выписки из различных источников, рисунки, схемы, фотографии, вырезки из газет и журналов, заметки, черновики писем Педашенко в разные организации и отдельным лицам, а также ответы на его запросы.



В первой тетради — за 1903 год — среди материалов о памятниках Пушкину имеется письмо В. А. Гиляровского к Педашенко. Текст письма размещен на первой странице листа почтовой бумаги в клетку. В левом верхнем углу имеется личный штамп Гиляровского — его миниатюрный портрет в овале. Письмо без даты, однако его уверенно можно отнести к концу 1903 года: письмо находится в середине тетради, начатой в октябре этого года, а следующая тетрадь датирована 1904 годом.



Письмо Гиляровского, по всей видимости, пришло в ответ на обращение Педашенко к крупнейшему знатоку быта и достопримечательностей Москвы, каким был «дядя Гиляй».



Как известно, памятник Пушкину, открытый 6 июня 1880 года, первоначально располагался напротив того места, где он стоит сейчас (был перенесен с Тверского бульвара в 1950 году). Через Тверскую улицу — на Страстном бульваре — находится дом, где размещалась редакция газеты «Московские Ведомости». Возглавлял ее крупнейший публицист М. Н. Катков (1818—1887), который имел большое влияние как на правительство, так и на общество. По мнению либерально-демократических и радикальных кругов, «Московские Ведомости» выполняли «полицейские обязанности в литературе».



В доме, расположенном на противоположной от редакции стороне Тверской улицы, находилась квартира московского обер-полицмейстера генерал-майора А. А. Козлова (1837—1906). Окна его квартиры выходили на Тверской бульвар — на памятник Пушкину.



Таким образом, памятник оказался как бы под двойным надзором — между Катковым и официальным главой московской полиции Козловым. Именно это обстоятельство очень метко отражено в четверостишии.



В письме к Педашенко Гиляровский не говорит о том, кто был автором четверостишия, которое, по его выражению, «ходило» в Москве. Однако по свидетельству близкого друга писателя, Николая Ивановича Морозова, — автором этого стихотворного экспромта являлся Гиляровский. Об этом Морозов рассказывает в своей книге «Сорок лет с Гиляровским» (М., 1963). В книге говорится также о том, что Гиляровский послал свое четверостишие в сатирический журнал «Будильник», но по цензурным соображениям оно не было напечатано. У нас нет оснований не доверять свидетельству Морозова, тем более что четверостишие написано в духе и стиле Гиляровского — признанного мастера подобного рода экспромтов.



Признав авторство Гиляровского, можно довольно точно установить время написания четверостишия. Дело в том, что Козлов исполнял должность обер-полицмейстера в Москве до конца августа 1881 года, а затем был переведен на ту же должность в Петербург. В Москву он вернулся в начале 1905 года, но уже в качестве генерал-губернатора. «Период скитаний» Гиляровского закончился весной 1881 года (перед Пасхой), когда писатель навсегда поселился в Москве. Следовательно, четверостишие было написано Гиляровским, вероятнее всего, летом 1881 года.



В. А. Гиляровский — С. А. Педашенко



1903



Дорогой Степан Алексеевич! Когда открыли памятник Пушкину в Москве — ходило четверостишие:



— Как? Пушкин умер? Это вздор,
Он жив! Он только снова
Как прежде отдан под надзор
Каткова и Козлова.



Помните: с одной стороны Московские Ведомости, а с другой — дом обер-полицмейстера.



Ваш Гиляй.



Сообщил А. К. АФАНАСЬЕВ