Сегодня и вчера
Нестор-летописец. (Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)
Произведение искусства «Нестор-летописец. (Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)» Автор:
Васнецов Виктор Михайлович


Техника:
Бумага, акварель, карандаш
Время создания:
1919
Местонахождение:
Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Смотреть полностью


Хотя и по, причине сомнительной, будем называть первого Российского летописателя Нестором, по крайней мере для того, чтобы называть его каким либо именем



О русских летописях и летописателях. — СПб., 1836. — С. 26.

Как назывался первый Русский летописатель? Занимавшиеся сим предметом почти все единогласно ответствуют: Нестор. На чем основывается сие предание? На житии Нестора, которое помещено в напечатанном Патерике Печерском. Какие были источники для составления сего жития? Мы знаем токмо следующее: летопись, приписываемая Нестору; в старинных рукописных Патериках, именно в житиях Антония и Феодосия, дан повествованию такой оборот, как будто бы сам Нестор сочинил их; таким же образом говорится в Слове о житии и погублении Бориса и Глеба, рукописи, находящейся в различных библиотеках; наконец Поликарп сказал, в жизнеописании Никиты: «Нестор, иже написа летописец», и в послании к Анкидину: «Якоже блаженный Нестор в летописци написа». Но в летописи, в самых древних оной списках, как мы видели, имени Нестора вовсе не находится; жития Антониева в некоторых списках Патерика нет, а издатели печатного Патерика заметили, что оно погибло; житие Феодосия написано не Нестором, что доказал проф. Тимковский, и в чем мы сами уверились, находя в нем слог и слововыражение не Несторовы, гораздо новейшие, и многие места в повествовании, противоречащие летописи; в некоторых списках Слова о житии и погублении Бориса и Глеба нет приписки, что оно сочинено Нестором, в других она есть, но сие Слово, по обстоятельствам, рассказываемым в нем, совершенно противным летописи, по слогу и слововыражению новейшему, явно несправедливо приписывается Нестору. Что касается до сказания Поликарпа, то мы не осмеливаемся решительно отвергать его. Впрочем, не можно ли полагать, что не здесь вставлено имя Нестора позднейшими собирателями и переписчиками Патерика, как оно вставлено в житиях Антония и Феодосия? Итак, хотя и по, причине сомнительной, будем называть первого Российского летописателя Нестором, по крайней мере для того, чтобы называть его каким либо именем, вспоминая при семь мастистого Нестора Гомерова.

Показав единственный источник на котором основывается справедливость мнения, что первый Российский летописатель назывался Нестором, мы должны отвечать еще на другой вопрос: где кончил он свое сочинение? Татищев говорить: 1093, Миллер 1115, Шлецер 1116, новейшие исследователи 1110 годом. Мы не хотим отвергать сих мнений; а предлагаем собственные свои наблюдения и заключение: пусть читатели сами изберут достовернейшее. Под годом 1074, после повествования о кончине Феодосия и о житии других Киевопечерских иноков, в списках Лаврентьевском, Кенигсбергском, Ипатьевском, Никоновском поставлен аминь; сие слово помещено токмо двумя годами прежде, под 1072, в Софийском временнике, в Российской летописи по списку Софийскому и в Воскресенской летописи. В Ипатьевском списке, после вышепомянутого повествования и слова аминь оставлен пробел в полтора столбца и целую страницу: отсюда начинаются главные и великие различия между списками: обоими Новгородскими, Софийским временником, Российскою летописью по списку Софийскому, и Лаврентьевским, Ипатьевским, Кенигсбергским, Воскресенским, Летописцем Русским; отсюда списки Новгородские становятся совершенно сходными. Известно также, что под 1097 годом, в деле об ослеплении Князя Василька, является, новый летописатель, Василий, сам участвовавший в описываемых им происшествиях. Наконец, по сравнении слововыражения и слога в летописях, от начала их до и 1074 года и от сего далее, ясно представляются следующие различия: Нестор употребляет слова и выражения, которые в продолжателе не находятся; в Несторе встречаются слова и выражения для нас вовсе непонятные: таких нет у продолжателя; вообще слововыражение Несторово древнее, неправильнее; слововыражение продолжателя новее, чище…




С вами должны быть всегда смерть и победа!
Многочисленный, на севере Европы поселившийся славянский народ разделился на два мира: русский и лядский…
Не слушать отбоя, его не будет, пока неприятель совсем не истребится!
В России существуют только четыре Лавры, но четвертую знают не все.
Булавин, видя, что казаки сами готовы схватить и выдать его, решился предупредить ожидавшую его казнь, и убил себя выстрелом из пистолета
Губернатору Иркутскому предписать, чтобы он отвел под поселение места между Байкала, реки Верхней Ангары, Нерчинска и Кяхты, избирая места самые плодороднейшие
Д.А. Столыпин: Я постарался узнать причину этой общей бедности
Надлежит детей приучать стоять почти во весь день. Привычка к стоянию укрепляет все их члены, и делает оные прямыми
Голос Государя сначала дрожал, но скоро он овладел собою и окончил свое короткое приветствие вполне отчетливо с надлежащей интонацией
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"